75 лет назад, 22 июня 1941 года, на рассвете началась Великая Отечественная война. В то время в стране проходила третья пятилетка. Цель была простая - догнать развитые страны по производству промышленной продукции на душу населения. Но вторжение Германии в СССР все перечеркнуло и отодвинуло Советский Союз на много лет назад. Итак, что бы было, если бы не война? Экономический обозреватель телеканала «МИР 24» Борис Чесноков поднял архив.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как начиналась Великая Отечественная: воспоминания очевидцев
В документальном фильме «Цветущая молодость» изображена Москва конца 30-х годов. Сталин на Красной площади принимает парад физкультурников: паровоз «Феликс Дзержинский», вторая очередь московского метро - гордость за достижения народного хозяйства читается в каждой акробатической фигуре.
За последнее десятилетие экономика Советского Союза совершила фантастический рывок вперед. С нуля были созданы новые отрасли промышленности: производство легких сплавов, авто- и авиапром, станкостроение.
«В 1941 году по уровню технического и экономического развития Советский Союз можно было сравнивать с европейскими странами второго эшелона - Италия, может быть, Франция, возможно, Япония. В 1931 году Сталин произнес такую фразу: «Мы отстали от передовых стран Запада на 100 лет. И мы обязаны пробежать это расстояние за 10 лет, иначе нас сомнут», - рассказал ведущий научный сотрудник Института истории РАН Михаил Мухин.
То, что СССР готовился в те годы к войне, у историков не вызывает сомнений. Но советское руководство, вероятно, представляло грядущий конфликт иначе. В военной доктрине было написано, что война должна быть короткой и на чужой территории. Нападение в июне 1941 года оказалось неожиданностью не только для всего советского народа, но, очевидно, и для самого Сталина.
«Руководство медлило, оно еще не совсем понимало, что происходит на фронте, поэтому приказ об эвакуации был дан с некоторым опозданием, в результате чего провести ее в полной мере не удалось. Говоря об эвакуации, надо понимать, что это был один огромный экспромт», - отметил Мухин.
Из западных регионов пытались эвакуировать все, что могли: сначала промышленность, затем ценности и только потом людей. Привычная картина тех дней: через центр Москвы гонят домашний скот. В 1942 году Сталин приказал создать комиссию, которая до конца войны вела учет всего, что досталось врагу. Так, в годы войны Советский Союз потерял около трети своего национального богатства, а в районах оккупации - около 67%. К примеру, сельское хозяйство лишилось семи миллионов голов лошадей и 137 тысяч тракторов, 11 миллиардов пудов зерна. За четыре года враг уничтожил 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень. Было разрушено 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, а также 65 тысяч километров железнодорожных путей и более четырех тысяч станций.
Эти потери оплачивал в том числе и советский народ - как в годы войны так и в послевоенное время. Когда в домашнем хозяйстве не хватало элементарных вещей, люди на последние деньги покупали государственные облигации.
«Были займы восстановления народного хозяйства по подписке. То есть каждый работник должен был вернуть государству от одной до нескольких месячных зарплат, взяв ее не деньгами, а облигациями. И даже воюющие офицеры и солдаты, находящиеся на фронте, делали такие отчисления из своего денежного довольствия», - отметил журналист, историк Андрей Светенко.
С побежденных взяли немного. Февраль 1945-го, Крым. Впервые вопрос репараций Сталин поднял на Ялтинской конференции. Советский лидер озвучил сумму: всего 20 миллиардов долларов.
«Сталин тогда сказал: «Из этих 20 миллиардов, которые мы возложим на Германию и ее сателлитов, половина - это наши деньги». Он почти попал в точку. Он понимал, что половина ущербов - наши. Надо сказать, что Рузвельт тогда не возражал», - рассказал профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
Репарации, на которые претендовал СССР, историки называют чисто символической суммой. Ведь во время войны страна понесла потери совершенно иного масштаба. Прямой экономический ущерб СССР составил 128 миллиардов долларов, что примерно в три раза выше аналогичных потерь нацистской Германии. Военные расходы почти втрое больше. Если сложить цифры вместе, получаем сумму в 485 миллиардов долларов. Именно столько стоила победа советского народа, не считая, конечно, тех человеческих потерь, которые не измеряются в деньгах.
Уже первые послевоенные годы советская промышленность вышла на показатели прерванной войной третьей пятилетки. Советский Союз широко использовал трофейные технологии: разработки ученых Третьего рейха легли в основу атомной и ракетной промышленности, а часть немецких чертежей использовалась в производстве гражданской продукции. Например, автомобиля «Победа», спущенного с конвейера уже в 1947 году.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе