В рамках рубрики «Завтрак со звездой» корреспондент «МИР 24» Надежда Боричева беседует с режиссером Николаем Досталем о его новом фильме «Монах и бес», который стал единственной российской картиной, представленной в конкурсной программе 38-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ).
Николай Досталь - режиссер, сценарист, актер, продюсер. Его отец, тоже кинорежиссер, погиб на съемках картины. После его смерти, по словам Николая Досталя, «Мосфильм» взял их с братом под опеку. Так что другого пути у него не было. Николай Досталь снял знаменитые фильмы «Штрафбат», «Маленький гигант большого секса», «Петя по дороге в Царствие небесное».
Ваш новый фильм «Монах и бес» вошел в конкурсную программу на ММКФ. Расскажите, как он создавался, откуда вы взяли эту историю?
Николай Досталь: Это история длинная, так как замысел ее родился в 2011 году, в 2012-м был написан сценарий. И вот с тех пор я занимался поисками бюджета.
Я знаю, что на самом деле два первоисточника там есть, и вы соединили их в одну историю…
Н.Д: Есть два жития, будем так говорить. Житие Ивана Семеновича Шапошникова, это прототип нашего героя, хотя мы фамилию его не называем, потому что мы кое-что изменили в сюжете. Он жил в первой половине XIX века и родился в Нило-Сорской пустыни. Другой прототип героя - А Иоанн Новогородский. Его мощи лежат в Софийском соборе Великого Новгорода. Он жил в XI-XII веках. И вот он как раз поймал беса в рукомойнике, его бес возил в Иерусалим… С годами он стал архимандритом, настоятелем монастыря, потом причислен к лику святых. И когда я две эти истории рассказал Юрию Арабову. Он написал сценарий, умело соединив их, внедрив туда еще Николая Первого с Бенкендорфом. Получился такой сценарий, который меня поностью устроил, и я начал работать над фильмом.
Главную роль у вас исполняет актер театра «Сатирикон» Тимофей Трибунцев. Скажите, как вы его нашли? Ходили спектакли отсматривали?
Н.Д: Я знал его раньше, он у меня снимался в «Штрафбате», «Расколе». То есть я его снимал в небольших ролях, хотя он говорит, что его по «Штрафбату» до сих пор на улице узнают. Ну, потому что эта картина широко у нас шла и повторялась несколько раз по телевизору. Я его знал давно, у меня был другой актер на примете, но мне нужен был целиком свободный артист, чтобы он уехал со мной в Кириллов, в Вологодскую область, и оттуда не уезжал. И вот, на мое счастье, Константин Райкин закрыл на ремонт свой театр.
Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.