Одно из первых сражений войны – героическая оборона Брестской крепости. Именно эти бои дали понять противнику, что блицкрига не будет. В то время как целые страны сдавались всего за несколько дней, гарнизон цитадели держал оборону больше месяца, сообщает корреспондент «МИР 24» Наталья Казей.
Брестскую крепость гитлеровцы планировали взять за восемь часов. Но уже на следующие сутки поняли: тактику придется поменять. Советские солдаты, офицеры, их жены и дети – всего девять тысяч человек – до последнего держали оборону.
Не дожидаясь приказов, защитники цитадели сами организовали группы обороны. Когда закончились патроны, в ход пошли штыки. Дрались и врукопашную. Для бойцов Вермахта взять крепость стало делом принципа.
«Когда захват крепости не удался, когда потери были уже ощутимы, конечно, крепость уже необходимо было занять, просто чтобы занять. Потому что приказ-то стоял по ее овладению, несмотря на то, что несколько раз докладывали в Берлине о захвате крепости, каждый раз фактически приходилось вновь и вновь докладывать, потому что бои разгорались с новой силой», - пояснил заведующий научно-просветительским отделом мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Алексей Молочников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как строили Брестскую крепость
Не хватало боеприпасов, лекарств, еды и воды. Фашисты обстреливали все подходы к реке Мухавец. От крепости до воды всего несколько метров. Они стали последними для сотен солдат.
В самом новом музее на территории Брестской крепости ставку делали на интерактивность. Система звуковых куполов с воспоминаниями защитников, терминал с поисковой системой, которая поможет найти родственников. Но главное - рассказы переживших плен.
Из девяти тысяч защитников крепости удалось отыскать лишь около шестисот выживших. Многие признавались, что лучше бы погибли. В советские годы их долго считали предателями.
Жители окрестных деревень утверждали, что стрельба из цитадели слышалась до середины августа, а на стенах подвалов и казематов и спустя 75 лет остались надписи: «Умрем, но не сдадимся», «Умру, но из крепости не уйду» и «Прощай, Родина!».