Трагедия в Ницце стала уже третьим по счету терактом во Франции за последние полтора года. Кровавую хронику вспомнила корреспондент «МИР 24» Наталья Борисова.
«Шарли Эбдо» - до 7 января 2015 года многие и не знали название этого сатирического журнала. Шел рабочий день, когда в редакцию вошли двое в черных капюшонах с автоматами и гранатометом. Они в упор расстреляли 12 человек - 10 журналистов и двоих полицейских, а затем скрылись. Спустя сутки их нашли и ликвидировали. А вся Европа объединилась под единым лозунгом «Я - Шарли». Подобных потрясений Старый Свет еще не видел.
«Франция в шоке, нет сомнения, что это был теракт. Нам угрожают, потому что мы страна свободы», - заявлял президент Франции Франсуа Олланд.
Не успела Франция прийти в себя, как произошел новый теракт - еще более кровавый. 13 ноября 2015 года - позже этот день назовут «французским 11 сентября». Тогда погибли 130 человек, 350 были ранены. Столицу моды и красоты террористы атаковали сразу с разных сторон. Начали со стадиона «Стад де Франс». Товарищеский матч Германия-Франция пришли посмотреть тысячи болельщиков. Взрывы раздались незадолго до окончания первого тайма. Сначала никто ничего не понял, и футболисты несколько минут пытаются продолжать игру. Но затем зрители в панике начинают покидать стадион. Через полчаса раздаются еще два взрыва рядом с ареной, четверо прохожих погибают на месте.
«Я переходил улицу и рядом со мной что-то взорвалось. От ударной волны я упал, а затем увидел, что мой телефон разбит. Он принял на себя удар, осколок попал прямо в экран. Я мог погибнуть», - рассказывает очевидец.
Между девятью и десятью вечера боевики нападают на кафе, бары и рестораны. Свидетели рассказывают об автомобиле с двумя неизвестными, которые стреляют по посетителям прямо на ходу. Но самое драматичное событие разыгрывается в концертном зале «Батаклан». Там выступает американская рок-группа. В зале - аншлаг. Террористы начинают стрелять в воздух, а потом по людям, которые пытаются убежать.
«Вошли молодые люди в черных спортивных костюмах и с автоматами, они были абсолютно спокойны. В какой-то момент мне показалось, что они стреляют холостыми. Но тут я увидел падающего убитого мужчину и понял, что все по-настоящему», - вспоминает очевидец.
Боевики берут более ста человек в заложники. Полиция идет на штурм здания. И тогда террористы приводят в действие пояса смертников. С того злополучного концерта в Батаклане домой не вернулись 90 человек.
Власти подсчитывают погибших и объявляют: эти теракты - крупнейшие по числу жертв за всю историю страны. Во Франции вводят чрезвычайное положение. Франция долго не может оправиться от шока. На месте убийств вырастают горы цветов. Люди плачут и несут фотографии своих близких.
«Это настоящая война, которая была подготовлена и спланирована извне. С участием внутренних сообщников», - заявил Франсуа Олланд.
Главным организатором парижской бойни спецслужбы назвали Салаха Абдеслама. 26 лет, марроканец по происхождению, проживал в самом криминальном квартале Брюсселя - Моленбеке. В середине марта его арестовали. Но это только спровоцировало новую волну терактов.
22-го марта теперь уже Брюссель сотрясают взрывы. Первые два – в международном аэропорту «Завентем». В самый час пик. Третий взрыв произошел чуть позже - в вагоне метро на станции «Мальбек» в деловом районе Брюсселя. Рядом с европейскими институтами и зданием Европарламента. Результат - 34 погибших, более 200 раненных. Все три взрыва на счету смертников. Они уже давно были на прицеле спецслужб, но задержать их, а значит предотвратить человеческие жертвы, европейские силовики не смогли.