Внук известного скульптура Зураба Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, в интервью телеканалу «МИР 24» подвел итоги выставочного сезона. Впрочем, сам Василий Зурабович говорит, что в музейной жизни сезонами время не измеряется. Он рассказал, как приходится объяснять людям, что такое современное искусство, и посоветовал, куда сходить в эти летние дни.
В музейной жизни есть такое понятие «заканчивается сезон», или здесь все меряется не сезонами, а вот год закончился и в декабре финансовые, выставочные и все прочее?
Василий Церетели: У нас да, сезоны не заканчиваются, работа все время кипит, открываются выставки. Под конец года мы стараемся делать длительные проекты, чтобы они уже переходили на следующий год. Каждый месяц – это, можно сказать, праздник, потому что открытие новой выставки.
Как вы следите и как вы пытаетесь увеличить количество посетителей, имея в виду, что сейчас на Серова ходят, на Айвазовского ходят, а что сделать, чтобы ходили на современных художников?
В. Ц.: Мы стараемся делать всегда очень интересные проекты. Кроме этого, мы делаем образовательную программу. Рассказываем, чтобы человек приходил и погружался в пространство, изучал, узнавал и для этого делаются. В Москве проходит сейчас и биеннале молодого искусства, и множество других проектов по всей Москве. Но мы стараемся каждый раз делать глубокие, интересные проекты. Вот у Бартеньева, например, была очень хорошая посещаемость. Или проект «200 ударов в минуту». Поэтому очень важно делать интересные, глубокие проекты, рассчитанные на разную аудиторию.
Каждый раз, когда музей, когда коллекционер берет на себя смелость и представляет современное искусство, то всегда спрашивают, ну как так, он еще не умер, а они уже в музей все это тащат. И вот когда вы, например, представляете Бартеньева, то с одной стороны, для многих людей он безусловный классик, а для кого-то он по-прежнему такой вот фрик, который непонятно чем занимается. Наверняка, приходится беседовать с теми, кто говорит – ну хорошо Мамышев-Монро умер, вы вот такие добрые, даете площадку для него или вот живому Бартеньеву тоже. Наверняка появляются те, кто говорит, ну что же вы это все в музей-то? Какие аргументы вы приводите?
В. Ц.: Слава богу, таких людей, которые считают, что «Квадрат» Малевича – это не искусство, все меньше. Но, безусловно, такие бывают. У Бартеньева был юбилей, юбилейная выставка, ему исполнилось 50 лет. Это художник, который представлен во всем мире, он представлял Россию на Венецианской биеннале. Безусловно, надо смотреть, показывать, делать над собой работу и надо доверять музеям. Раз музей показывает, значит это важно.
А где и как вы узнаете о новых художниках?
В. Ц.: Вы знаете, в Московском музее современного искусства есть школа «Свободные мастерские», которая работает над тем, чтобы помогать художникам. Есть школа Родченко, есть разные школы в Москве, которые занимаются молодыми художниками. У них есть смотры. Сейчас то самое время, когда идет биеннале молодого искусства, 59 проектов. Поэтому надо ходить смотреть и интересоваться.
Беседовал Григорий Заславский