<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
00:50 23/07/2016

Тимур Бекмамбетов: самое сложное – научиться прощать

Режиссер фильмов «Ночной дозор», «Особо опасен» и «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Тимур Бекмамбетов готовит новую премьеру – «Бен-Гур». Картина снята по одноименному роману американского писателя Лью Уоллеса. Задача Бекмамбетова весьма амбициозна, ведь одноименный фильм, снятый Уильямом Уайлером и вышедший на экраны в 1959 году, завоевал 11 «Оскаров» – впервые в истории. На лекции в Москве режиссер рассказал о новом фильме, опасностях на съемках, а также о том, с чего надо начинать создавать кино.

ЗАЧЕМ НУЖНА ПЯТАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ

– «Бен-Гур» – это не кино, это миф. В результате социальных опросов студия Metro-Goldwyn-Mayer выяснила, что 40% киноходящей аудитории знает это название, из них 20-30% видели фильм, а из видевших фильм 10% помнит больше, чем одна-две сцены. Поэтому вы вступаем в конкуренцию с известным названием, находимся в диалоге не с фильмом, а с мифом о фильме. Когда начался этот проект, я с самого начала дал себе слово, что это не спортивные соревнования. Мы ни в коем случае не пытаемся получить какое-то количество «Оскаров», которые получил предыдущий фильм 50-летней давности.

Прежде всего, я решил делать этот фильм, потому что очень редко бывает (может быть, со времен «Дозоров»), когда у тебя есть возможность сделать очень яркое, зрелищное кино, в котором есть смысл. Которое говорит людям о том, что они очень хотят узнать, что их реально волнует. Сценарий был создан Джоном Ридли, написавшим «Двенадцать лет рабства» и получившим за это «Оскар».

Второе, почему мне было очень интересно взяться за этот фильм, – потому что большинство хороших фильмов сделаны по одной формуле. В этой истории победа над злом вдруг неожиданно оказывается самым страшным, что герой только мог себе представить, и самой низкой точкой его падения. Потому что тот враг, которого он уничтожил, – его родной брат.

Очень важный момент – этот фильм снят не в Америке, а в Италии – весь, от начала до конца. Компьютерную графику для этого фильма, не всю, но многое, делали в Москве. Режиссер приехал из Москвы. Актеры – Джек Хьюстон и Тоби Кеббелл – из Англии, актриса, которая играла мать – из Израиля. Деньги, я уверен, какие-то китайские наверняка. Поэтому, когда мы говорим, что этот фильм американский, мы говорим только об одном – решение о том, что он должен быть, было принято в Лос-Анджелесе.

Роман, опубликованный 12 ноября 1880 года, много раз становился основой для кино. Первая экранизация, немая короткометражка, появилась в 1907 году. В 1925-м свою полнометражную киноверсию романа представил Фред Нибло, а самая известная экранизация вышла в 1959 году и имела огромный успех. Кроме того, в 2003 году был выпущен мультфильм «Бен-Гур», а в 2010 году – телесериал. Версия Тимура Бекмамбетова должна увидеть свет 10 августа, а в России – 8 сентября 2016 года.

О ЗНАМЕНИТОСТЯХ

– «Звездой фильма» является его название, прежде всего. Есть мой постоянный партнер по кино Морган Фримэн, с которым мне посчастливилось работать. Есть Джек Хьюстон («Да здравствует Цезарь!», «Афера по-американски», «Сумерки. Сага. Затмение», «Грибы»), которого многие знают по его телевизионным работам. Звезд каких-то невероятных в фильме нет, и это было интересное решение студии, которая решила производить фильм с многомиллионным бюджетом, не опираясь на костыли в виде известных селебрити-лиц. Настолько они были уверены в материале, наверное.

О ВДОХНОВЕНИИ НА YOUTUBE И СЪЕМКАХ СОРЕВНОВАНИЙ

– Главная задача была – сделать так, чтобы никакие новинки, никакая форма не затмевала ощущение реальности происходящего. Мы вдохновлялись кадрами, найденными на Youtube, поскольку было важно, чтобы фильм выглядел современным. Для того чтобы снимать колесницы, мы долго изучали, как снимаются автогонки, гонки мотоциклов, как работают операторы, какие углы используют, где обычно крепится камера. Мы использовали очень много камер go-pro, которые крепились на лошадей, на мчащиеся колесницы.

Лошади были настоящие, они не пострадали. У одной живот заболел – ее отправили в Венгрию, откуда она приехала. На экране гибнут «электронные» лошади. Все актеры, которые реально управляли лошадьми, настоящие. Даже ваш покорный слуга перед тем, как актеров посадить на лошади, попросил, чтобы ему дали самому проехать на колеснице. И впечатления о том, каково это на самом деле, как раз на экране.

Тряска – это то, что ты чувствуешь. Это два колеса, никаких нет амортизаторов, никаких нет подушек безопасности, нет даже руля – просто тебя несет эта страшная сила, все дрожит, тебе в лицо летит грязь из-под копыт и пена изо рта лошадей. Эти впечатления и вдохновили меня на создание этой сцены. Были травмы у актеров, но все живы.

– Было очень важно в этом фильме, чтобы операторская и режиссерская работа не были видны. Чтобы не было ощущения, что это постановочно, чтобы это было как будто подсмотренная реальная жизнь. Я думаю, что главный секрет в том, что я часто совмещаю продюсерские и режиссерские функции и соответственно отношусь к бюджету – так же, как и к сценарию. Бюджет определяет стиль, форму, это не финансовый документ – это творческий документ, который помогает принять решение, как будет выглядеть фильм на этапе его разработки. Секрет, наверное, в этом - относиться к бюджету как к творческому процессу, а не как к техническому.

О РОЛИ ИИСУСА ХРИСТА

– Конечно же, это звучит абсурдно, что я кастинговал Иисуса Христа или я был режиссером распятия. Этот фильм не религиозный, это экранизация романа, написанная генералом армии северян, прошедшим гражданскую войну, прожившим много жизней на полях, чувствовавшим свою вину и искавшим ответы на вопрос, как устроен мир. Этот роман был самой популярной книгой после Библии в течение, наверное, столетия.

Я старался оставаться самим собой, старался не поддаваться ни на какие интеллектуальные провокации свои собственные же, размышляя о том, имею ли я право или нет. Я рассказывал историю, написанную в книге и в сценарии, про своего героя, жившего в древнем Иерусалиме 2000 лет назад с соседом, земляком, которым были легендарный персонаж. Это вольное размышление на тему веры. Фильм 1959 года и фильм, который был снят до этого по «Бен-Гуру» - они были про месть. А этот фильм, так же как и оригинальная книга, – про прощение. Что самое главное и самое сложное в жизни – научиться прощать.

КАК НАЧАТЬ СНИМАТЬ ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ

– Очень простой ответ. Взять iPhone, рассказать историю и выложить на Youtube. Как только ее посмотрит много людей, значит, считайте, что вы прошли во ВГИК.

Записала Мария Аль-Сальхани