29 июля в Москве открывается выставка, говорить о которой начали уже давно. Третьяковская галерея представляет более 200 работ непревзойденного мариниста – часть из собственного собрания, часть из Русского музея в Санкт-Петербурге, часть из Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского – всего из 17 музеев и 6 частных собраний. «МИР 24» уже осмотрел выставку и узнал, о чем на самом деле писал Иван Айвазовский.
КАКИЕ КАРТИНЫ ВЫ УВИДИТЕ
Карпова Татьяна Львовна, заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе
— Конечно, мы старались отобрать лучшие работы Айвазовского. В свое время известный критик, историк искусства Александр Бенуа предлагал из множества марин и сухопутных пейзажей отобрать сотню лучших, а все остальные работы сжечь. Сжигать мы ничего не стали, как вы понимаете, но этот отбор был частью серьезной, ответственной работы кураторов, потому что Айвазовский часто повторял свои работы, варьировал те или иные темы. Сам он, когда его спрашивали, какие все-таки из шести тысяч созданных им пейзажей считает лучшими, говорил, что решительно не может сделать такой выбор. Он работал до конца дней своих и жил, можно сказать, по завету Пастернака: но пораженья от победы ты сам не должен отличать. И он считал, что в каждой его новой работе есть какие-то новые достижения. Ответственность этого выбора легла уже на плечи историков искусства после его смерти. Не случайно Третьяковская галерея только сейчас делает такую масштабную выставку Айвазовского. Мы созрели до нее.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ На выставку Айвазовского в Москве продали 17 тысяч билетов
НЕПРИЯТИЕ КРИТИКАМИ
— Отношение в Айвазовскому у профессиональной среды было и остается достаточно снобистским. Могу сказать, что во многие учебники по истории русского искусства его имя не входит. При всей популярности художника у антикварного рынка, у коллекционеров, публики, существует к нему иногда пренебрежительное, иногда негативное отношение. При этом это очень крупный мастер, что понимали Александр Бенуа, Иван Крамской. Они говорили о том, что те крупные философские проблемы кризисов, катаклизмов, тайн мироздания, к которым прикасался Иван Константинович, мало кто из русских художников затрагивал. Поэтому мы постарались раскрыть Айвазовского и как художника виртуоза, и как художника-романтика, и как художника-философа.
ХУДОЖНИК-ФИЛОСОФ
— Для Айвазовского море было всеобъемлющей темой. Нарратив этой темы был необычайно широким. Это и аналог своеобразного колеса фортуны, и синоним взлетов и падений человеческой судьбы. Море для него – некий синоним тайн мироздания, этого хаоса, рождения жизни, кризисов, которые переживает человечество. Это огромное количество эмоциональных оттенков – от ласкового, спокойного, тихого моря, которое нежится под лучами предрассветного солнца или на закате, которое вдруг сменяется бурей.
Смена настроений, состояний моря неподвластна человеку. Оно может быть спокойным, ласковым, а может быть бурным, опасным, таить гибель. И эта тайна не доступна человеку, но человек может противопоставить превратностям стихии свое мужество, чувство взаимопомощи, дружбы, поэтому его любимый сюжет – когда моряки все-таки спасаются, хотя корабль тонет, и шлюпки достигают берега, а моряки, помогая друг другу, карабкаются на скалы... И вот эти скалы для него – это не просто скалы. Апостол Петр – это камень в переводе. Религиозные коннотации тоже присутствуют в его картинах – люди спасаются благодаря своей вере, любви друг к другу, взаимопомощи. В его картинах всегда есть надежда.
— И в нашей замечательной картине «Радуга», которая была приобретена П.М. Третьяковым, над, казалось бы, гибнущими моряками встает эта радуга как луч надежды, которую Айвазовский всегда оставляет человеку и человечеству. Море всегда одушевлено в его картинах. Он не только любил море, но он безумно любил парусники, эти прекрасные корабли, он так и не полюбил пароходы, хотя прожил долгую жизнь и уже во второй половине XIX века моря бороздили в основном пароходы. Парусники для него были одушевленными существами, он изображает как будто последний вздох корабля и оплакивает гибель нашего флота во время неудачной крымской кампании, также как оплакивал русских моряков.
— Может быть, сам Айвазовский в своих письмах редко комментировал свои произведения, их содержательную сторону. Безусловно он чувствовал какие-то подземные толчки истории ощущал, что приближается ХХ век, чреватый такими серьезными, такими трагическими катаклизмами. Например, у него есть картина «Овцы, сгоняемые бурей в море». Это хаос, это стихия, это безумие толпы, и никакие погонщики с собаками не могут удержать обезумевших овец. Мы, может быть, только подступаем как разгадкам, интерпретациям многих его картин. Мы слишком долго снисходительно и примитивно воспринимали его творчество. На фоне моря у него появляются очень многие исторические персонажи – Пушкин, Наполеон, поэтесса Сафо, и это тоже не случайно. Романтическая тема «личность и толпа», «индивидуальная воля и природа» – это тоже близкая ему тема.
КОМНАТА С КРАСНЫМИ СТЕНАМИ
— В мастерской Ивана Айвазовского в Феодосии стены были окрашены в терракотовый цвет, и в ней не было окон, обращенных в сторону моря. Он работал по памяти, ему не нужно было все время видеть море перед глазами, хотя оно было рядом. Он считал, что изобразить бурю, блеск молнии, шум ветра, невозможно с натуры. И у него была прекрасная память, писал он свои картины по памяти и использовал разве что очень беглые наброски в своих крошечных записных книжках.
Мария Аль-Сальхани
Напоследок предлагаем вам пройти тест и проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в живописи.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»