<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
К летней Олимпиаде в Токио-2020 Корейская Народно-Демократическая Республика собирается подготовить футбольную команду, которая должна стать «национальной легендой». О больших планах журналистам поведал генеральный секретарь футбольной ассоциации КНДР Ким Чжон Ман.
Согласно утвержденному самим Ким Чен Ыном плану, в ближайшее время будут активизированы различные направления сотрудничества со спортивными организациями других стран, в самой КНДР будут отбирать одаренных футболистов по всей стране, начнут готовить тренеров и судей, строить (и уже кое-что построили) новые тренировочные поля и стадионы. Более того, сборная Северной Кореи уже утвердила на посту главного тренера норвежского специалиста Йорна Андерсена. Судя по всему, в обозримом будущем мы действительно сможем увидеть КНДР в числе «футбольных держав мирового уровня», как о том мечтает Ким Чен Ын. А что такое северокорейский футбол сегодня, и чем он был до сих пор?
Футболисты из КНДР всего дважды в своей истории принимали участие в финальных стадиях чемпионатов мира – в 1966-м году в Англии и в ЮАР-2010. Причем выступления на мундиале, которые разделили 44 года, получились диаметрально противоположными. Если в Англии северокорейцы стали настоящей сенсацией, то турнир в Южной Африке они покинули с опущенными головами и то, не все…
На земле родоначальников футбола сборная КНДР попала в очень сильную группу – СССР, Чили и Италия. Советские футболисты не сразу, но разобрались с дебютантами чемпионатов мира – 3:0. С грозными чилийцами последователи чучхе сумели сыграть вничью, чем заставили говорить о себе всю британскую прессу. Самые продвинутые в мире спортивные журналисты писали, что игра сборной КНДР подкупает самоотверженностью, техничностью, бесстрашием и запредельными скоростями. Корейцев полюбили даже суровые англичане, осаждавшие отель с футболистами сборной с целью поддержать новых скромных героев.
Поддержка даром не прошла: в заключительном матче группового этапа маститые итальянцы почти весь матч «возили» команду, самым высоким игроком в которой был вратарь – 168 см. Этот самый голкипер Ри Чан Мень творил настоящие чудеса, раз за разом вытаскивая мяч после ударов игроков сборной Италии. В какой-то момент «скуадра адзурра» так увлеклась атакой, что прозевала заброс из центра поля к линии штрафной, где главный бомбардир команды, будущая легенда северокорейского футбола Пак Ду Ик переиграл вратаря и вывел свою команду в четвертьфинал английского ЧМ. То поражение для итальянцев до сих пор является едва ли не самым болезненным в истории.
В двух шагах от финала команда КНДР билась со сборной Португалии и совершенно свела с ума стадион в Ливерпуле – северокорейцы к 24-й минуте вели со счетом 3:0! Но вскоре «европейские бразильцы», ведомые великим Эйсебио, пришли в себя и смогли победить со счетом 5:3. И вот тут начинаются легенды.
Первым историю про массовые аресты игроков футбольной сборной в КНДР по возвращению из Англии, по-видимому, рассказал французский политолог Пьер Ригуло. По его словам, корейские чекисты выяснили, что футболисты после оглушительной победы над Италией, решили историческое событие отметить – команда якобы пьянствовала в одном из баров и страшно при этом безобразничала, приставая к женщинам и разбивая посуду. За такие порочащие честь и моральный облик гражданина КНДР (да еще и в иностранной державе!) действия, всех игроков отправили в концлагеря, утверждает Ригуло. Всех, кроме Пак Ду Ика, который из-за недомогания вечеринку пропустил – главного форварда всего лишь выслали из Пхеньяна в провинцию, где определили на работу лесорубом.
Правда это или нет, достоверно сегодня сказать нельзя, что справедливо вообще для всего, касающегося Северной Кореи. Однако одно уязвимое место у версии француза есть: британский режиссер Дэниэл Гордон нашел бармена, который подтвердил, что да, корейские игроки после Италии в баре были, но заказывали только содовую. Правда, очень много. Легенду про арест команды опровергает и Пак Ду Ик, но его опровержения вполне могли быть продиктованы свыше.
Второе появление сборной КНДР на чемпионате мира произошло в 2010 году – тогда северокорейцев вывел в финальную часть мундиаля многолетний капитан национальной команды Ким Чхон Хун. Впоследствии он рассказывал журналистам, что получал установки на игру по мобильному телефону от тогдашнего лидера самого закрытого в мире государства Ким Ир Сена. Будто мобильник был непростой - увидеть его невооруженным глазом было нельзя. Более того, такой «шпионский» телефон якобы сконструировал лично вождь!
Сколько в словах Ким Чхон Хуна правды понять трудно. Но то, что этот господин склонен к хитрости, исторически доказано. В заявку на чемпионат мира он внес вместо третьего вратаря нападающего Ким Мен Вона, который к тому моменту забил более ста мячей в национальном чемпионате. ФИФА заявку приняла, но Вон мог выходить на поле, согласно этой же заявке, только в качестве вратаря.
Изолированность КНДР от остального мира в ЮАР и стала даже причиной нескольких совершенно нелепых слухов, которые поначалу преподносились как настоящие новости. Первый из них связан представлениями остального мира о степени контроля государства над СМИ. Якобы по корейскому телевидению показали сюжет о том, что КНДР вышла в финал чемпионата мира, где сыграет с Бразилией. Очень скоро выяснилось, что это был изящный фейк: чемпионат мира в Северной Корее показывали, хоть и в записи, так что о том, что сборная проиграла Бразилии со счетом 1:2, да не в финале, а на групповом этапе, на родине знали.
Кстати, в футбол в ЮАР, в отличие от Англии-66, корейцы сыграли очень плохо: проиграли все три матча (помимо Бразилии над КНДР поиздевались Кот-д`Ивуар (0:3) и Португалия (0:7), забили лишь один мяч и пропустили 12. Когда команда вернулась в Пхеньян, правительство страны приказало футболистам сделать выговор своему главному тренеру, которого в итоге отправили заниматься неким «физически тяжелым трудом». После возмущения со стороны ФИФА руководство КНДР назвало эту информацию слухами.
Еще один псевдоскандал случился в ЮАР из-за той же закрытости как КНДР в целом, так и ее сборной по футболу. Недосчитавшись в протоколе четырех игроков (и не заметив их на скамейке запасных во время матча против Бразилии), журналисты затрубили о том, что футболисты решили сбежать из своей тоталитарной страны и вот-вот попросят политического убежища. Но вскоре ФИФА всех разочаровала – игроков просто не включил в заявку тренер, и они остались в автобусе, а один отправился работать в тренажерный зал. Почему игроки не пошли вместе с командой на стадион - осталось загадкой.
На Летние Олимпийские игры северокорейские футболисты пробивались столько же раз, сколько и на чемпионаты мира – дважды. На Олимпиаду-1964 они квалифицировались, но отказались от участия. Второй раз сборной КНДР удалось отобраться на Игры в 1976-м году и в Монреале корейцы снова всех удивили, заняв четвертое место.
Кстати, женский футбол в КНДР куда сильнее мужского. Так, женские сборные Северной Кореи трижды побеждали на Кубке Азии, выигрывали Азиатские игры, а на чемпионате мира в 2007 году добрались до четвертьфинала. Правда потом возникла тема допинга, семерых спортсменок КНДР уличили в пристрастии к химии и на ЧМ-2015, проходивший в Канаде, северокорейских девушек дисквалифицировали.
Сегодня в мужской сборной КНДР подавляющее число игроков представляет внутренний чемпионат, но есть и исключения. Например, Ан Ен Хак выступает за японский клуб «Касива Ресол», Чон Гвак Ик защищает цвета катарской «Лекхвии», а Пак Гван Рен и вовсе значится за швейцарским «Базелем». Пока он, правда, чаще в арендах вроде «Вадуца».
Не так давно играли представители КНДР и в российском чемпионате. Самарские «Крылья Советов» из-за этого даже чуть было не оказались в центре межгосударственного конфликта. Дело в том, что в 2006 году в «Крылья» приехал Цой Мин Хо, а в 2008-м в Самаре оказался южнокорейский футболист О Бом Сок - как раз в тот момент, когда Цой был в отпуске на родине. Узнав о том, что «крылышки» приобрели гражданина вражеского государства, власти КНДР три месяца думали над тем, отпускать ли своего спортсмена обратно в Россию. Тогдашний президент «КС» даже писал в ЦК партии Северной Кореи письмо:
«Приезд Цой Ми Хо поспособствовал бы дальнейшему укреплению авторитета КНДР в мире, победному распространению идеологии вашего замечательного государства по планете и дальнейшему росту мастерства ваших игроков, что позволило бы сборной КНДР сделать стремительный шаг к вершинам мирового футбола».
Кстати, когда происходит обратный процесс – то есть зарубежные специалисты приезжают в КНДР, - без удивительных историй тоже не обходится. Так, когда на стажировку пригласили швейцарского тренера Анди Эгли, перед тренировкой у него отобрали мобильный телефон.
Северная Корея остается самой закрытой и от того – самой загадочной страной современного мира. Естественно, это касается и футбола. И все же, кое-какие веяния доходят и до КНДР, приобретая там особенные формы. Как, например, культура боления «ультрас» - то, что фанаты в Европе называют «хореографией». Если во всем мире она выглядит определенным образом, то КНДР и здесь отличились:
Своим мнением о перспективах футбола в КНДР с «МИР 24» поделился футбольный комментатор, бывший пресс-атташе сборной России по футболу Илья Казаков:
«Я с большим скепсисом отношусь к этим планам. В КНДР заявляют, что построят большую олимпийскую команду за четыре года? Знаете, если даже Бразилии никак не удается воплотить свою Олимпийскую мечту….»
Допустим, на Играх будут выступать игроки не старше 23 лет. То есть, сегодня им должно быть по 19. И они уже сегодня должны играть в международных турнирах. Об этом говорят абсолютно все тренеры – чтобы добиваться больших успехов, футболисты должны иметь опыт борьбы на крупных международных турнирах. Но ведь северокорейского футбола мы на большой мировой футбольной арене сегодня не видим.
Конечно, совсем иначе у них обстоит дело с женским футболом. Девушки из КНДР побеждали на юниорских чемпионатах мира, да и на взрослом ЧМ выступают очень достойно. Но если речь идет не о женском, а именно о мужском футболе, то в реализуемость планов создать действительно сильную команду к Токио-2020 верится с большим трудом».
Степан Черепенников
Подробнее в сюжете: Футбол