Московский суд приговорил двух студенток к штрафу за то, что они играли на улице на гуслях. Что криминального служители Фемиды усмотрели в народных мотивах, разбиралась корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
В зале ни одного ответчика - только журналисты. Адвокат Виолетты Михайловой и Любови Старцевой на суд приехать не смог. Студентки надеялись, что слушание перенесут. Но судья решила не откладывать дело музыкантов в долгий ящик.
Без этих инструментов они, как без рук. С домрой и гуслями объехали полмира. Получали награды престижных конкурсов, губернаторские и президентские премии. На каникулах в Москве виртуозы из питерского музыкального училища просто решили сыграть на улице - порадовать окружающих народной музыкой.
«Мы расположились, расчехлили инструменты, выбрали прохожее место - на Манежной площади», - рассказывают девушки.
Вид и звуки необычных инструментов сразу привлекли внимание. Горожане аплодировали, туристы фотографировали. И только слушателям в погонах концерт у стен Кремля не понравился.
«Они вышли из машины, представились и попросили показать документы, что мы и сделали. Далее нас попросили сесть в машину», - рассказала музыкант Любовь Старцева.
В полицейский участок Любу и Виту забрали вовсе не за игру на улице - в России это не запрещено. За то, что послушать их остановились целых семь человек и якобы мешали другим прохожим. В протоколе так и записано: «организация массового пребывания граждан, повлекшая нарушение общественного порядка».
По словам начальника отдела морально-психологического обеспечения МВД России по Москве Романа Михайлова, закон един для всех, и даже если известные зарубежные или российские исполнители попробуют так же собрать людей в центре города, правоохранителям придется принять меры.
Статья, под которую попали девушки, появилась летом 2012 года, после известных событий на Болотной площади. В народе ее прозвали «больше трех не собираться». За слишком общую трактовку. Стать случайным организатором стихийного собрания в многомилионном городе может практически любой.
«Человек, который раздает флаеры у метро, попадает под эту норму, который играет на гитаре, на лавочке попадает под эту норму, человек, который проводит экскурсию на улице, попадает под эту норму. Даже когда вы проводите интервью, вы являетесь организатором массового пребывания людей и мешаете пешеходам», - отмечает руководитель судебной практики института права Григорий Вайпан.
Его песни плывут по улицам столицы почти 30 лет. Олег Мокряков - один из самых известных московских уличных музыкантов. Пока не стал играть на отведенных городом площадках, платил штрафы и ночевал в полиции. Задержание питерских девчонок объясняет неудачным выбором места для концерта. Все, что близко к Кремлю, силовики «зачищают» на опережение, так же, как и Никольскую улицу или Арбат.
Правоохранители не спорят. Не очень похожи подростковые рок-группы и карикатуристы с Арбата на политических провокаторов. Но таковы российские законы, не исполнять которые полиция тоже не имеет права.
«Если будет закон изменен в пользу музыкантов, где будет прямо указано, что можно собираться в общественных местах, играть и собирать денежные средства, то пусть играют на здоровье», - отвечает Роман Михайлов.
Любе и Виолетте сейчас не до игры. Их инструменты в полиции, и их не вернут до решения суда. А если признают вину, то до оплаты штрафа. Даже минимальный размер в десять тысяч рублей для неработающих студенток - гигантская сумма. Плюс предстоят апелляции. Правда, шансов на оправдание в Московском городском суде у них почти нет, считает адвокат. Защищать репутацию Любы и Виты он намерен в Европейском суде по правам человека.
«Я в течение 6 месяцев готовлю формуляр и отправляю его в ЕСПЧ. Пишу с полдюжины статей, которые нарушены полицией и судебной системой, и с вероятностью в 99 процентов Европа скажет России: Россия, ты не права», - отметил эксперт-юрист некоммерческого общероссийского общественного движения «За права человека» Олег Безниско.
Впрочем, адвокат советует девушкам все же заплатить штраф. Судебные тяжбы могут затянуться. А для них сейчас самое главное - быстрее вернуть инструменты. Ведь на носу у музыкантов новый учебный год.