Как преобразить спектакль с помощью красок? Художник Алексей Трегубов известен как автор, работающий сразу на двух территориях - в театре и в современном искусстве. Он является автором концепции оформления фойе к 90-летию театра имени Маяковского и регулярно устраивает персональные выставки в России и за рубежом. Ему хорошо известны все секреты закулисного волшебства.
Заканчивается театральный сезон. Когда подводят итоги своей работы художники - по завершению сезона или по итогам года? Но поскольку вы и театральный художник, и человек, работающий на территории актуального искусства, то чем вы заканчивает этот год и сезон у вас?
Алексей Трегубов: Я заканчиваю этот год выставкой в Санкт-Петербурге. Там же полным ходом сейчас идет работа над спектаклем «Преступление и наказание» в Александринском театре. Мы работаем там с моей женой Машей.
Вместе с Марией Трегубовой вас можно назвать такими художниками-фантазерами, если говорить о театре. Потому что ваша работа в спектакле Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева в МХТ имени Чехова интересна тем, что там все на сцене движется - это сплошная машинерия. Как вы знаете о том, что можно использовать в театре при работе?
А.Т:. Во МХАТе Маша уже не первый раз работает как художник. Ранее она работала над спектаклем «Мефисто» с режиссером Адольфом Шапиро. В связи с этим есть какое-то понимание контекста. Но при этом работа с машинерией всегда связана со сложностями. Это подъемно-опускные площадки и тут главное передать настроение. Когда мы первый раз показали макет, была вероятность, что спектакля вообще не получится, так как работу к премьере не успеют сделать – создать декорации и отрепетировать. Но благодаря техническим службам, их директору, все получилось.
Вы уникальный художник, который работает не только в театре, но и на территории актуального искусства и это опыт, который мало с чем можно сравнить. Вас награждают и в «Золотой маске», а на вручении премии Кандинского вы не просто номинант, а человек, дошедший до шорт-листа. Что вам дают премии в театре и современном искусстве?
А.Т. Я считаю себя перебежчиком. Я творю и в одной области, и в другой. И мне и это искусство интересно, и то. Для меня признание в «Золотой маске» – это внимание ко мне со стороны театральной среды, это профессиональный рост. Если ты лауреат, то тебя позовут крупные театры. Что же касается премии со стороны современного искусства – я не вижу здесь какой-то динамики. Для меня это просто движение на перспективу.
Каким видят мир театральные художники? Подробности - в программе «Культличности»
Для вас территория театра и территория актуального искусства – это разные сферы? Можете ли вы прийти с проектом из актуального искусства в театр и сказать, у меня есть идея и я хотел бы поставить пьесу. Но пока трудно представить то, что инициатива в постановке исходила бы не от режиссера, а именно от художника.
А.Т: Одна из главных проблем театра – режиссер отвечает за все. И все поклоны или тумаки за ту или иную поставку получает именно он. И в лучшем случае о художнике кто-то и что-то напишет, хотя его работа тоже считается сильной, но он всегда находится где-то на втором плане. Художник должен понимать, что такое театр - в нем есть определенная специфика, потому что даже от размера зала зависит восприятие спектакля. Для меня это было открытием. Театр – это взаимодействие с эмоциями, с мыслью. Театр – это немного другой язык, заставить зрителя сесть на место и просто попросить думать о чем-то высоком без определенного действия на сцене будет достаточно сложно.
Подробнее в сюжете: Гости эфира