Улица Героев Панфиловцев, 28, глубокий северо-запад Москвы, почти у МКАД. Шлагбаум, КПП, бетонный забор, разрисованный немного психоделическими граффити – здесь перед нами вырастает большая и светлая Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой, которая стала местом действия набирающего обороты благотворительного проекта «Веселый коридор». Движение насчитывает уже около тысячи волонтеров, которые посвящают свое свободное время трансформации больничного пространства, чтобы сделать пребывание детей в больницах не таким печальным.
– Я просто обожаю наших волонтеров, среди них встречаются совершенно удивительные люди. Однажды даже пришел Noize MC, – рассказывает темноволосая девушка с вьющимися волосами, собранными в тугой пучок, в полосатом бело-голубом поло, синих джинсах и стареньких белых кедах. Склонившись над пластиковыми мисками, Влада черпает половником белила из большого ведра, добавляет цветной акриловый колер и тщательно размешивает кистью до однородного состояния.
Крошечная подсобка, которую больница выделила волонтерам проекта «Веселый коридор», находится на первом этаже. Из мебели внутри помещаются два столика, узкий шкаф и большое мягкое фиолетовое кресло. Листы писчей бумаги на стенах указывают, где что искать. На полу громоздятся чистые пустые плошки, ведра с краской, закрытые пленкой и подписанные номерами, кисти и валики, черные полиэтиленовые пакеты для мусора. У двери сложены четыре стремянки в разноцветную акриловую крапинку. Несмотря на царящий вокруг художественный беспорядок, на столе болеет безупречно чистый электрический чайник. С подоконника смотрят три куцых цветочка – волонтерам явно не до них, ведь работы невпроворот. За окном – теплый субботний день и залитый солнцем зеленый сквер.
– Проекту четыре года, – рассказывает между делом координатор и замруководителя проекта Влада Сергеева. – Однажды председатель попечительского совета Морозовской больницы Юлия Васильевна Басова предложила такую идею: сделать стены больницы такими же красивыми, как сейчас делают в некоторых зарубежных клиниках. Зимой 2013 года, в новогодние праздники, собрались художники-волонтеры, которые расписали отделение эндокринологии. Одним из этих «первооткрывателей» стала Анна Румянцева, она потом возглавила проект.
Изначально «Веселый коридор» задумывался как разовая акция, но самим художникам это очень понравилось, да и краски осталось много. В итоге было принято решение продолжить роспись больницы. «Таким образом, отделение за отделением, Морозовскую больницу расписали практически всю», – периодически Влада отвлекается на телефонные переговоры. На часах уже 12.40, а на 13.00 назначен сбор группы в холле больницы. Как всегда, кто-то пришел раньше, кто-то опаздывает, кто-то потерялся.
После удачного старта потянулись заказы и из других больниц. Художники уже частично завершили роспись в больнице им. Башляевой, начали работать в НПЦ детской психоневрологии, создают эскизы росписи для Детской городской клинической больницы св. Владимира и Научного центра здоровья детей.
Иногда в один день приходят по 30 человек, а рекорд поставили в Морозовской больнице – 80 волонтеров. Сегодня – исключение, записалось всего 12 человек, а значит, что придет восемь-девять.
«Кто у нас «Веселый коридор»?» – спрашивает Влада, стоя перед диванчиками в холле, и от посетителей неуверенно отделяются пять девушек и один молодой человек. По коридорам больничных катакомб отправляемся в уже знакомую подсобку. Охранники привыкли к постоянной художественной активности, пропускают всех без лишних проверок и даже приветливо. Кто-то прихватил с собой только крошечную дамскую сумочку, кто-то идет с рюкзаком. Роспись обычно происходит по выходным и занимает целый день, поэтому волонтерам советуют брать с собой запасную одежду, какую не жалко, и еду. Вскоре к группе присоединяются еще три девушки.
В «Веселый коридор» приходят мужчины и женщины, студенты и успешные дизайнеры, люди, которые раньше не держали кисти в руках и профессиональные художники. Зачастую приходят целые семьи с детьми, которые устраивают такой благотворительный воскресный досуг.
– Часто мама рисует, а папа «сочувствует» художникам, – смеется Влада. – Однажды к нам приходил рисовать Noize MC. Это был 2013 год, Морозовка, пятый этаж. Перед отделением клинической онкологии там есть такой предбанник, где рисовали большие, высокие красные цветы и гномов. Из селебрити больше пока никто не появлялся, но, я надеюсь, что еще придут. Еще одна интересная тенденция – часто к нам обращаются компании, которые хотят провести такой вот социально ответственный корпоратив. Это очень интересное новое веяние. Последний раз это была акция одного банка, в рамках их собственной благотворительной недели пришло человек 30 из их отдела HR. Обычно всем очень нравится, а для бизнеса это новая форма тимбилдинга, не застольная, а творческая.
Для волонтеров существует всего два строгих правила, нарушение которых может помешать в дальнейшем участии в проекте. «Первое – поскольку работаем в стационарном отделении, ведем себя соответственно, то есть в нормальных пределах соблюдаем тишину, не кричим, музыку не включаем, к детям относимся адекватно, – Влада приступает к самой серьезной части информирования новоприбывших. – Имейте в виду – дети будут помогать, без этого никуда, к этому надо относиться с пониманием и не давать никаких красящих материалов в руки. Можно дать карандашик и мелок, но не кисточки, иначе потом не закрасим всю эту красоту».
Второе правило волонтерского клуба – соблюдение чистоты. Все, что получают для работы волонтеры (кисти, миски, губки, трафареты), перед возвращением нужно помыть. Чистым должен быть и пол около рабочих мест – для этого у стен расстилают пленку. Все, что проливается мимо пленки, нужно быстро вытирать, иначе от засохшего строительного акрила сложно будет избавиться.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Реальное волшебство: кто собирает подарки в дома престарелых
Переодевшись, узнав правила и вооружившись, волонтеры отправляются на седьмой этаж – в стационарное отделение кардиологии. Вопреки стереотипам, больница выглядит светлой и даже уютной. Стены выкрашены в жизнерадостные цвета, а через огромные окна в помещение поступает много света. Здесь есть игровая комната и рекреация с диванами, журнальным столиком и большим жидкокристаллическим телевизором, около которого старшие подростки в спортивной одежде режутся в карты. Нянечка созывает детей на обед, и вереница мам с малышами на руках и подростков, сетующих на невкусную диетическую еду, лениво устремляется в столовую.
А тем временем волонтеры «Веселого коридора» приступают к работе. Сегодня рисуют деревья, часть «леса» в конце отделения уже готова.
Поиск и организация волонтеров происходят в основном в соцсетях: у «Веселого коридора» есть группы в «ВКонтакте» и Facebook. Когда роспись какой-либо больницы согласована, в группах кидают клич о том, что необходимы художники для создания эскиза. Часто тематику предлагают сами врачи, самая популярная, конечно, – русские сказки, хотя был и космос, и сюрреалистичный мир леденцов и пирожных. По словам организаторов, необходимое количество художников находится всегда, далее детали обсуждаются дистанционно и в ходе вполне реальных мозговых штурмов.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Как «особенным детям» помогают зеркальный шкаф и кроличья нора
В итоге формируется общий эскиз на все помещение. Затем художники наносят свои рисунки на стены карандашом и маркером, создают цветовую раскладку и помечают фрагменты рисунка на стене нужными цветами. Система придумана так, что волонтерами могут быть люди с абсолютно разными художественными навыками. Финансирование проектов приходит из разных источников – иногда средства выделяет сама больница, иногда они находятся посредством краудфандинга. Помочь может любой человек, и это совсем не сложно: достаточно отправить SMS. Курирует «Веселый коридор» фонд «Кораблик», через который и идет сбор средств.
Noize MC. Фото предоставлено проектом «Веселый коридор»
Общаясь с людьми, работающими в благотворительных организациях, очень часто слышишь, что в «прошлой жизни» они были экономистами, юристами, менеджерами, но, проникнувшись чужой бедой, полностью посвятили себя тому, чтобы сделать мир немного лучше. Как выяснилось, так было и с Владой – несколько лет назад она работала патентным аналитиком в Высшей школе экономики (ВШЭ), но волонтерство в детских больницах изменило всю ее жизнь:
«Я поняла, что это та работа, которую я люблю, о которой я мечтала всегда. Это работа, где ты сразу видишь результат, он не отложенный и напрямую, а не опосредованно зависит от тебя. Первое отделение, в которое я попала, было отделение онкогематологии. Это тяжелое место, и, поскольку в моем ближайшем окружении до этого не было тяжелых болезней, я получила очень сильное впечатление. Многое понимаешь, когда проецируешь эту картинку на свою жизнь. Когда ты видишь этих детей, их страдания и при этом в них есть какой-то позитив, они радуются мелочам. Это не та прописная истина, которую ты читаешь в соцсетях, это видишь на реальных людях. Видишь, как дети и их родители радуются тому, что после долгого-долгого пребывания под капельницей им вдруг разрешили выйти на улицу погулять. Это праздник для них. Мама, которой наконец разрешили ребенка вывести на улицу, идет по коридору и рассказывает всем: нам сегодня разрешили погулять! Мы сегодня в первый раз идем гулять! Смотришь на это и думаешь – а что, у меня есть какие-то проблемы?.. Сопоставляешь это на весах и понимаешь, насколько в твоей жизни много классных вещей, которых многие люди лишены».
Теперь Влада – координатор волонтеров в фонде «Кораблик». И, чтобы профессионально совершенствоваться в новой профессии, с сентября она начнет обучение в Строгановском училище по специальности «художественное проектирование интерьера».
Роспись Тушинской больницы началась в марте, на сегодняшний день почти закончена работа в приемном отделении, а впереди – рентген, кабинет перед рентгеном, травмпункт и много других отделений, которые станут для маленьких пациентов больницы дружелюбнее и интереснее. В планах роспись нового корпуса и реабилитационного центра Морозовской ДГКБ, фасадов больницы им. Башляевой, МНПЦ дерматовенерологии и косметологии ДЗМ, а также московской гимназии №1541. Судя по всему, со временем «Веселый коридор» будет расширяться не только на больницы, но и многие другие объекты детского мира.
Мария Аль-Сальхани