Жизнь скульптора Александра Сильянова не имеет цвета и звука. Слуха у него не было с детства, а зрение потерял около 20 лет назад. Сегодня художник отливает воспоминания в бронзе. С мастером встретилась корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Он на ощупь пробирается в мастерскую. Достает самодельный стул и находит все до единого инструменты, которые, как у любого мастера, никогда не лежат на своем месте. То, что происходит дальше для обычного человека - за гранью возможного. Ничего не видя и не слыша, Александр Сильянов высекает гранитную копию портрета Ван Гога.
«Среди картин, работ Ван-Гога есть одна картина. Автопортрет. Одно ухо нариосвнао, а второе отсутствует. Он его подарил одной женщине. Вот поэтому я сделал эту скульптуру тоже с одним ухом. А второго уха у него нету», - пояснил скульптор.
С годовалого возраста, почти 60 лет, Александр живет в абсолютной тишине. Половину этого срока - еще и в потемках. Это синдром Ушера. Сначала он забирает слух, потом принимается за зрение. Пока оно былоАлександр успел получить профессию резчика по камню и кости. В обычном художественном училище, не приспособленном для слабослышащих, учился, читая по губам.
«Я пришел в приемную комиссию. Все стоят что-то обсуждают. А я стою, ничего не понимаю: я же глухой, абсолютно глухой. Меня спрашивают: как ты будешь учиться без специального класса? Это же трудно», - рассказал художник.
Скульптор знал, что однажды ослепнет полностью, и поспешил запечатлеть всё до наступления вечной тьмы. Пейзажи родных мест, жену Елену, с которой уже 40 лет в браке, любимого лабрадора-поводыря Иржика. Последний автопортрет вместе с ним Александр закончить не успел. Пришлось делать новый, на ощупь, уже в бронзе. По тысячам прикосновений, что за девять лет собачьей верной службы так точно запомнили его руки. А это бюст его внука Глеба. Даже на стадии макета, говорит супруга скульптора Елена, практически портретное сходство.
«Глеб долго стоял и терпел, пока Александр Алексеевич ощупывал его. Сначала было совершено не похоже. Надо было что-то доделать. А вот теперь посмотрите профиль мальчика», - Елена Сильянова
Он легко находит замочную скважину, знает, где растут его любимые цветы на подмосковной даче. Он может с самого утра и до глубокой ночи точить, обстукивать, сглаживать неровности на скульптурах в своей мастерской. Сначала проволочный каркас, потом - пластилин. Готовую работу отправляет в литейный цех. Но посетители его выставок все равно не верят, что все это делает он сам.
«Нужно много лет дружить с камнем, нужно знать характер камня, любого камня. Сейчас мне конечно легко. Плюс конечно любовь и большое желание мое», - считает Сильянов.
Микеланджело называл скульптуру искусством отсекать все лишнее. Так и художнику Александру Сильянову ни слух, ни зрение, кажется, тоже не нужны. Ведь не видя окружающий мир, каким его видят остальные люди, он научился его чувствовать, даже не руками, а сердцем.