В эти дни любознательная публика вновь обсуждает вопрос о «второй жизни» человеческого мозга, который смелые научные энтузиасты всерьез намерены пересаживать в искусственное тело. Естественно, после смерти тела природного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воскрешать мертвых начнут в 2045 году
Возмутителем спокойствия выступает американский коллектив, точнее, целая компания Humai, которую возглавляет Джош Боканегра. Планируют они, ни много ни мало, хранить мозг умершего в замороженном виде в специальном сосуде – до тех времен, когда для него можно будет сконструировать подобающее работоспособное бионическое тело.
Реальные шансы на удачное воскресение не равны нулю
И наступят эти славные времена, как полагает г-н Боканегра, лет через 30. Но уже сейчас предприимчивые ученые мужи предлагают заключать контракты на будущее «воскрешение из мертвых». Стоить это будет весьма недешево. А заключить контракт может либо живой человек – в виде «завещания», что с ним делать после смерти – либо родственники умершего.
Понятно, что все это воспринимается с долей черного юмора или даже просто юмора (для русского слуха, возможно, усиливаемого живописной фамилией главного изобретателя). Сколько-нибудь реальные шансы на удачное воскресение кого-либо из мертвых таким способом, естественно, ничтожны. Однако вот что интересно: эти шансы не равны нулю!
«Если пересадить целиком прямо работавший мозг - это теоретически возможно, - заметил корреспонденту «МИР 24» директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук Павел Балабан. - После замораживания мозг иногда начинает работать. И если все связи сохранятся – да, этот мозг будет реагировать. Но вот сохранятся они или нет – это как раз вопрос исследования».
Почему не следует обольщаться данной идеей, и почему вероятность ее осуществления столь мала? Во-первых, сохранить мозг все-таки очень трудно, и он, скорее всего, погибнет от нехватки кислорода. «Клетки отмирают в минуты, все связи исчезают», - пояснил профессор Балабан.
Во-вторых, сохранятся ли внешние связи мозга – это действительно очень большой вопрос. «Надо организовать входы и выходы, - напомнил ученый. - Входы – сенсорные, выходы – моторные». Легко сказать.
Данная технология поможет «дожить свое» молодому человеку, чья жизнь несправедливо оборвана
И наконец, в-третьих, что особенно важно: следует разграничить две достаточно разных концепции.
Если мы говорим именно о сохранении собственного человеческого мозга в искусственном бионическом теле – что ж, какая-то вероятность есть. Только надо понимать, что эта программа к «бессмертию» никакого отношения не имеет.
Мозг-то стареет, как и весь остальной организм. У старого человека и мозг старый. «Стареет, в нем связи отключаются, их становится гораздо меньше – на порядки, - пояснил Балабан. - А некоторые участки мозга вообще выпадают».
Так что замораживать мозг человека, прожившего 90 лет и умершего от старости, вряд ли имеет смысл. Миллионеру, раздумывающему над завещанием, стоило бы потратить деньги на что-то иное. Но, может быть, данная технология поможет «дожить свое» молодому человеку, чья жизнь несправедливо оборвана. Как знать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ученые: клинически мертвых людей будут оживлять насосом для мозга
Впрочем, это открывает такую бездну этических проблем… Страшновато даже представить, как будет проходить отбор кандидатов на продолжение жизни. У солдата с поля боя вряд ли удастся извлечь и сохранить мозг, а у представителя «золотой молодежи», разбившегося на каком-нибудь …цикле – куда проще.
Однако в обществе-то говорят именно о бессмертии. К слову, сам Джош Боканегра тоже высказал мнение, «что в будущем люди станут жить не менее 500 лет». Это за счет чего, интересно?
Вот, бессмертие было бы возможно обеспечить только, если и сам мозг перевести на какие-нибудь другие, искусственные носители. Эта идея тоже очень старая, просто обсуждалась она по большей части фантастами – такие слова, как «кибернетический организм», «киборг», читателю хорошо знакомы.
Но и здесь есть свои энтузиасты, которые уже и здесь обещают прогресс и бессмертие. А вот тут уже вероятность успеха в сколько-нибудь обозримом будущем снижается практически до полного нуля.
«У нас в мозгу 100 млрд нейронов,- рассказал Павел Балабан. - Для того, чтобы куда-то перевести хоть простейший навык или рефлекс – надо перевести связи между этими миллиардами клеток. А у каждой такой клетки – 10 тыс. связей с другими. Умножьте 100 млрд еще на 4 порядка. На сегодняшний день такого компьютера даже нет».
Да, человеческий мозг гораздо сложнее любого компьютера. Все же, и здесь какая-то принципиальная возможность сохраняется, пусть и в очень дальней перспективе.
Леонид Смирнов
Подробнее в сюжете: Мир науки