Я никогда раньше не была ни на одной свадьбе. А тут меня сразу пригласили на традиционную еврейскую свадьбу, где невестой была дочь главного раввина Москвы Эсти Гольдшмидт, а женихом - Арвен Шайнин. Свадьба была назначена на вторник. Дело в том, что у ортодоксальных пар принято играть свадьбу только в будние дни, в отличие, например, от русских, которые зачастую празднуют по субботам. Еврейская же свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата, который начинается на закате в пятницу и длится до заката субботы, а также за исключением еврейских праздников, например еврейского Нового года.
Меня сразу предупредили по поводу наряда - платье должно покрывать локти и колени. Для гостей был свой дресс-код. Невеста решила одеть всех гостей в красное. Однако, как я потом узнала, в Талмуде сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, поскольку это притягивает внимание и, в конечном счете, может привести к разврату. Получается, что ношение одежды красного цвета является нарушением запрета одеваться нескромно. Несмотря на это, большинство гостей соблюли дресс-код и порадовали молодую пару.
Церемония бракосочетания была назначена на 17.00, но гостей собирали уже в 16.00. Мы приехали пораньше. Дождь лил не переставая, поэтому часть гостей толпилась внутри Хоральной синагоги на Китай-городе, а другая - снаружи под крышей. В это время в Большом Молельном зале шла молитва. Поэтому нас сразу пригласили в ресторан «Римон», который находится на втором этаже. Там гостей ждали кошерные угощения и еврейская музыка. Через некоторое время в зале появилась невеста в роскошном белом платье и села на красиво украшенный стул в центре зала (этот стул ассоциируется с троном, так как в день свадьбы невеста - это царица). Затем гости начали поздравлять девушку. У меня назрел вполне логичный вопрос: «А где, собственно, жених?». - «Он подписывает договор об обручении и брачный договор на мужской половине», - подсказал мне мой сосед.
Пока невеста принимает поздравления от гостей на женской половине, тем временем на мужской жених с раввинами подписывает документы. Сначала «тнаим» - договор об обручении, а затем «ктубу» - брачный договор. Документ об обручении оформляется и подписывается непосредственно перед актом бракосочетания. В это же время в молельном зале мать жениха и мать невесты вместе разбивают тарелку в память о разрушении Храма Иерусалимского. Это действие несет и символический характер: как разбитую тарелку больше невозможно полностью восстановить, так и испорченные отношения не возродить. После этого происходит подписание ктубы, то есть, брачного контракта. В этом документе перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. На мужскую половину меня, конечно же, не пустили, поэтому об этом я узнала из рассказа своего коллеги.
Спустя примерно час музыка на женской половине стала громче и в зал зашел жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним (прием гостей перед церемонией бракосочетания), чтобы совершить обряд «бадекен» (покрытие) в присутствии свидетелей. Этот обряд является частью церемонии «хупа» (бракосочетания). Покрывая лицо невесты, жених как бы показывает, что он берет на себя обязанность заботиться о ней. Обычай этот восходит к изречению «Девушка выходит покрытой». Согласно древней традиции европейских евреев, фата закрывала лицо невесты полностью. Поэтому свидетели должны были удостовериться, что скрывающаяся за ней девица является той самой невестой. «Дабы избежать повторения истории, произошедшей с нашим праотцем Яковом, взявшем в жены Лею вместо Рахель», - пояснили мне позже.
Пока гости поздравляли молодых, я познакомилась с Шимоном Левиным - заместителем главного раввина Москвы. Он мне рассказал о том, что перед свадьбой огромную роль играет подготовка к этому важному дню. «По обычаю, жених и невеста не должны видеть друг друга до свадьбы неделю, чтобы они успели соскучиться друг по другу. Кроме того, в день свадьбы у жениха и невесты искупаются все грехи, поэтому они постятся до церемонии бракосочетания. Что же касается самого дня бракосочетания, то есть особая молитва, которую невеста читает перед Хупой. В этой молитве она просит о самом сокровенном и может помолиться за каждого желающего. Обычно у невесты есть список людей, которые попросили ее помолиться за них под Хупой», - рассказывает Шимон Левин.
После церемонии «бадекен» все спустились на первый этаж в Большой Молельный зал на главную церемонию бракосочетания, которая называется «Хупа». Хупа - это четыре высоких столбика, покрытых сверху куском материи - балдахином. Традиционное сооружение, в котором и совершается обряд бракосочетания жениха и невесты. Существует мнение, что хупа символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. И неспроста ткань, наброшенная на четыре подставки, не покрывает полностью это сооружение. В этом можно усмотреть аллегорию с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и ненастьям и надо быть готовым ко всем превратностям судьбы. Другая версия гласит, что хупа знаменует собой комнату в доме жениха, куда будет после приведена невеста, чтобы соединиться с молодым мужем. А открытые стены символизируют гостеприимность жениха и невесты.
Во время молитвы в Молельном зале мужчины сидят внизу, а женщины наверху. В день свадьбы женщинам разрешается спуститься вниз. Однако мужчины и женщины все равно сидят отдельно - мужчины слева, женщины - справа. Заняв свое место в женской половине, я почувствовала, будто нахожусь на съемках какого-то фильма: гости встречают невесту, идущую к алтарю под руку со своим отцом. Пока все ждали невесту, я разглядывала наряды и прически еврейских женщин. И заметила, что многие из них были в париках. Позже я выяснила, что замужние еврейские женщины должны носить или плотно прикрывающий волосы головной убор, или... парик, который приравнивается к головному убору.
Через полчаса после того, как организаторы рассадили всех гостей, под музыку начала выходить семья жениха. Они выходили под песню «Заклинаю вас, дочери Иерусалима». Эта песня составлена на слова из книги «Песнь песней», в которой говорится о любви девушки, разыскивающей своего возлюбленного. Она просит дочерей Иерусалима сказать ее возлюбленному, если они его найдут, как ее сердце страдает от любви к нему. Согласно толкованию еврейских мудрецов, смысл этой Книги заключается в аллегорическом повествовании об отношениях любви между Богом и Его народом.
Следом за ними вышла семья невесты под звуки песни «Вечер роз». Это современная израильская песня, слова к которой написал Моше Дор. Она построена на основе текста из Книги «Песнь песней». Слова: «Вечер роз, выйдем в сад. Мирра, благовония и босвеллия – настил ногам твоим». В конце выходит жених под песню «Древо жизни она». В этой песне говорится о том, что Тора подобна древу жизни для тех, кто держится за нее. Песня произносится при возвращении свитка Торы в священный ковчег во время молитвы в синагоге. Так как балдахин хупы находится перед священным ковчегом, жених вспоминает об этой песне.
После того, как все родственники и жених зашли в зал, гости замерли в ожидании выхода невесты. И вот под песню «Войди с миром», слова которой взяты из последнего абзаца песни «Леха доди», написанной раввином Шломо Алькабецом из Цфата, выходит невеста в роскошном белоснежном платье. Все достали уже заранее приготовленные телефоны и начали снимать. Признаться, я тоже не удержалась. Кстати, эту песню поют в синагоге в пятницу вечером. Слова песни уподобляют отношения между Шабатом и еврейским народом отношениям жениха и невесты. Восходящая звезда, ученик школы Лаудер Эц-Хаим Максимилиан Хинанашвили прекрасно ее исполнил. Мелодия взята из песни «Кон те партиро» («Ухожу с тобой») Франческо Сантори, в ознаменование того, что невеста уходит с женихом.
И вот жених и невеста стоят под Хупой. По традиции первым под Хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Затем невеста обходит семь раз вокруг жениха под песню «Барух аба» (Благословен входящий). Слова псалма из молитвы «Алель»: «Благословен входящий во имя Господа». Эта мелодия восходит к традициям испанских и португальских еврейских общин, в память о предках семьи Гольдшмидт из Голландии.
Про этот обычай я раньше ничего не слышала. Поэтому спросила у раввина, что он означает. «У этого обычая есть целый ряд причин. Первая из них заключается в том, чтобы показать, что хупа проходит под Божественным покровительством, поскольку Всевышний раскрывается в семи небесах. Кроме того, этот обычай символизирует желание жениха и невесты стать мужем и женой, а то, что обходит жениха именно невеста, делается для того, чтобы указать на особый высокий статус женщины в иудаизме - семью они строят вместе, но обходит именно она», - рассказал Шимон Левин.
Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит невесте кольцо и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на указательный палец в присутствии двух свидетелей. Этот обряд называется «кидушин». Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу.
«Дело в том, что согласно Торе активная сторона в заключении брака - это мужчина. Женщина соглашается выйти замуж. Принимая от жениха кольцо, она, тем самым, как бы соглашается выйти за него замуж», - рассказывает раввин.
Затем идет чтение ктубы и благословения родственниками и гостями, которые выражают благодарность Творцу за создание мужчины и женщины, а также за создание союза между ними. Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазаль тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.
«Стакан разбивают в память о разрушенном Иерусалимском Храме. В момент наивысшей радости мы как бы говорим себе, что наше счастье неполное и мы ждем, когда Храм в Иерусалиме будет отстроен», - рассказывает Шимон Левин.
Церемония завершается в небольшой комнате «хадар йихуд», где молодожены уединяются в сопровождении свидетелей. Там, как правило, для молодых накрыт легкий ужин, так как до Хупы жених и невеста не брали в рот ни крошки. В этой комнате жених и невесте в первый раз уединяются уже как муж и жена. Эта часть церемонии называется «йихуд». Она показывает, что теперь пара действительно состоит в браке.
После торжественной церемонии бракосочетания гости отправились на праздничный банкет. Свадебная церемония представляется радостным празднованием с национальными танцами и песнями. В ортодоксальных общинах мужчины и женщины сидят и танцуют по отдельности. Из угощений многие выбирают кошерную пищу, однако менее ортодоксальные могут заказать рыбное или вегетарианское меню. Мне посоветовали обязательно попробовать гефилте фиш - фаршированную рыбу. И, конечно же, то, без чего не обходится ни одна еврейская свадьба, — традиционный танец Хора, во время которого молодоженов поднимают на стульях и чествуют, как царя с царицей. «На самом деле, это просто красивый обычай. Думаю, что у него нет особых причин», - рассказал Шимон Левин.
У иудеев существует заповедь веселить жениха и невесту. Все поют и танцуют вокруг новобрачных. Говорят, что тот, кто наслаждается свадебной трапезой и не веселит жениха и невесту, поступает неверно. И, наоборот, тот, кто веселит жениха и невесту, удостаивается мудрости Торы. Его сравнивают с тем, кто приносит благодарственную жертву в Храме и отстраивает разрушенный Иерусалим. Даже если человек только находится в месте, где устраивают свадьбу и не участвует в самой трапезе, в любом случае обязан принять участие в веселье. Поэтому скучать нам не пришлось. Однако, вспомнив в начале 12-го о том, что завтра рабочий день, мы решили поехать по домам, остальные же гости праздновали до утра.
Татьяна Поддубская
Подробнее в сюжете: Свадебный переполох