На этой неделе не стало художественного руководителя театра Моссовета Павла Хомского. Ему было 92 года. Хомский - не из тех, кого при жизни и даже вряд ли, что сейчас, после его кончины, назовут великим режиссером. Но он был замечательным хозяином театра и, конечно, фигурой, сыгравшей значительную, очень важную роль в истории театра, советского и российского. Во-первых, именно Павел Осипович Хомский открыл широкому советскому зрителю оперу «Иисус Христос - суперзвезда».
Причем делалось это на сцене Театра Моссовета, когда еще не было привычки соблюдать какие-то авторские права. Для спектакля была сделана специальная версия, но когда пришло время подписать все полагающиеся международные конвенции, театр вытребовал себе право эту свою версию играть и дальше. Во всех других случаях заставляют строго следовать бродвейским образцам и только вот у Хомского шла и идет своя версия знаменитой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера.
Задолго до Театра имени Моссовета, которым он руководил 40 лет, Хомский прославил Рижский ТЮЗ, где он поставил и «Дневник Анны Франк», и «Как закалялась сталь», и «Три толстяка». Потом был не менее счастливый и успешный период его правления в Московском ТЮЗе. И в Театре Моссовета он продолжил традицию ставить русскую литературу. Все говорят о редкой в театре интеллигентности режиссера, деликатности, с какой он предлагал актерам то или иное свое представление о роли, о своем видении героя - это все так.
Хомский прожил долгую и, наверное, счастливую жизнь, до последней минуты чувствовавшим время - а для режиссера это наиважнейшее качество. И его «Римская комедия», где главные роли играют Сухоруков и Тараторкин - замечательный пример возвращения в нашу жизнь театра, где публика аплодирует не только игре замечательных актеров или грубоватым шуткам, но аплодирует тексту и его злободневности. И эту злободневность Хомский сумел разглядеть, почувствовать в уже старинной пьесе драматурга Леонида Зорина, и вернул ее к жизни.
Подробнее в сюжете: Театр