«Это обо всех. О том, что твоя частная жизнь под угрозой, что весь мир под угрозой. В фильме идет речь о кибервойне, о массовой слежке. И это может навредить нам всем. Интернет, наше собственное творение, может нас сожрать. Мы его создали, а теперь он обращен против нас». (Оливер Стоун)
За день до мировой премьеры известный режиссер Оливер Стоун представил свой новый фильм «Сноуден» в Москве. Нашумевшая история только-только начала сходить с первых полос газет, как Стоун снова подогрел к ней интерес.
В России будет показана режиссерская версия фильма, без цензуры и купюр, в то время как власти США и Белый дом негодуют уже из-за самого факта того, что режиссер решилcя заняться этой историей. Но картину в американский прокат все же пропустят в усеченной и, видимо, «прилизанной» версии.
Оливер Стоун родился в Нью-Йорке в 1946 году. Большую часть детства провел с отцом, так как мать – француженка по происхождению - решила покинуть США и вернуться на родину. Именно отец заставлял сына уже с детства анализировать кино и искусство, несмотря на то, что сам был биржевым брокером.
Поступив в один из лучших мировых университетов – Йель, Стоун проучился там всего год. После чего ушел в армию, где подсел на наркотики. Как признается, сам режиссер, что если бы не работа, то он бы так и остался наркоманом.
Фото: Armando Gallo/Arga Images, ZumaTASS.
Вернувшись, Стоун решил снова начать обучение и поступил в Нью-Йорский университет, где, кстати, в то же время учился другой известный кинорежиссер Мартин Скорсезе.
Дебютировал в кино он в 1971 году, однако, только в 199-м вышел его первый смелый фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», который по сути и определил его дальнейшее направление в работе. В фильме Стоун опровергает официальную теорию убийства американского президента. Вместо убийцы-одиночки, он указывает на заинтересованность в смерти Кеннеди корпораций, зависящих от военных заказов, и спецслужб. Ведь гибель американского президента позволила продолжить полномасштабную войну во Вьетнаме.
Кстати, несмотря на то, что власти США Стоуна, по понятным причинам, не жалуют, «Оскар» режиссер все-таки получил. И не один, а целых три.
В 2000-х Стоун начал снимать свои самые провокационные документальные фильмы: «В поисках Фиделя», «К югу от границы», «Нерассказанная история США», «Украина в огне».
И вот сейчас на экраны выходит история Эдварда Сноудена, который решил разоблачить американское правительство, рассказав всему миру, как спецслужбы следят за миллионами граждан через интернет, нарушая демократическое право на конфиденциальность и частную жизнь.
Так почему же Оливер Стоун не побоялся снять такой провокационный и даже опасный фильм теперь уже не о событиях минувших, а о самом что ни есть настоящем?
Во-первых, Стоун очень тщательно выбирает съемочные локации. За время съемок в самих Штатах снимали всего две недели. Большая часть кинопроцесса прошла в Германии, где, как утверждает сам режиссер, к шпионажу относятся негативно, а проведенной его командой опрос показал, что большая часть немцев положительно оценивает поступок Сноудена, в отличие от американцев.
Во-вторых, команда Стоуна не обсуждала какие-либо детали сценария или работы по телефону, электронной почте и другим средствам мобильной связи. А в случае, если все-таки приходилось это делать, использовала специальное шифрование.
В-третьих, Оливер Стоун считает, что делает свою работу законно и публично. Как утверждает режиссер, он не опасается угроз со стороны американского правительства, так как в таком случае оно нанесло бы вред самому себе.
Фото: Zhang Fan, ZumaTASS.
Сценарий фильма основан на реальных событиях. Сам Эдвард Сноуден принимал активное участие в создании картины и пересматривал ее два раза в готовом варианте.
Кроме того, режиссер лично пообщался с Владимиром Путиным, который дал ответ на вопрос, почему Россия предоставила убежище американскому разведчику. Правда раскрывать это Стоун пока не торопится: «Смотрите фильм и все узнаете».
В основу сценария положена так же книга Анатолия Кучерена «Время Спрута» и комментарии адвоката Сноудена Джулиана Ассанжа.
«Считаю, предоставление убежища Сноудену было прекрасным шагом, поскольку у него не было дома, никто не был готов его принять. И мне кажется, это было сделано не для того, чтобы просто ткнуть американцам в глаз, а чтобы сказать: должна существовать альтернатива миру, который полностью управляется США. Достаточно вспомнить инцидент с принудительной посадкой самолета президента Боливии Эво Моралеса. У США длинные руки. Раньше можно было найти убежище в Бразилии, Франции, Швейцарии или Швеции. Теперь этого нет. Везде американское влияние. США стали единственной сверхдержавой и не думаю, что это идет кому-то на пользу, в том числе самой Америке. Поэтому, когда Путин принимал такое решение или, например, когда он выступил с инициативой по химическому оружию в Сирии, он действительно помог делу мира на нашей планете», - сказал Стоун.
Если вы думаете, что это рядовая история про шпионаж, хакеров и компьютерные атаки, разобраться в которой можно только опытным программистам, то вы ошибаетесь. Стоун вложил максимальное количество драматических элементов в фильм, сохранив при этом правдоподобность.
И самое главное – в фильме Оливер Стоун, по сути, голосом Эдварда Стоуна отвечает на вопрос, почему человек, называющий себя патриотом, пошел, казалось бы, на такой «подлый» поступок в отношении своей страны. Как он переносит разлуку со свой семьей, близкими людьми и, что собирается делать дальше.
Екатерина Дегтерева