10:20 18/09/2016

«Немая», покрытая мраком

В московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Рафаэля Санти. 11 работ великого итальянского мастера впервые привезли в Россию. На экспозиции «Рафаэль. Поэзия образа» представлены восемь живописных полотен художника и три рисунка. Работы привезли из собрания галереи Уффици во Флоренции и других итальянских музеев. Куратор выставки, заведующая кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция файетти рассказала «МИР 24» о самой загадочной и наиболее известной из представленных картин - работу «Немая».

Картина «Немая» считается одной из самых известных картин Рафаэля и на выставке она занимает особенное место. Это, действительно, шедевр и от других женских портретов, ее отличает то, что с одной стороны, на высочайшем уровне мастерства переданы детали одежды и украшений, но в то же время женская фигура очень гармонично вписана в геометрический корпус.

«Немая» была написана Рафаэлем во Флоренции в 1507 или 1508 году. Это было завершением флорентийского периода творчества гениального художника. Приехав во Флоренцию Рафаэль, в первую очередь, берется изучать творчество своих предшественников, а именно Леонардо Да Винчи. Отсюда многие сравнивают «Немую» со знаменитой «Моной Лизой».

На картине Рафаэля девушка сидит в повороте три четверти и смотрит на зрителя справа налево, а волосы ее разделены в пробор - это главное сходство с «Джокондой». Но есть и отличие: если на картине Леонардо за спиной у Моны Лизы изображен пейзаж, то фон портрета «Немой» - черный.

Черный фон, как футляр для ювелирного украшения, позволяет Рафаэлю выделить еще больше идеальную форму. Фигура этой женщины ни на что не опирается, она существует в своей вселенной. Такое решение позволяет художнику сконцентрировать взгляд зрителя на деталях: на цвете кожи и на одежде. Что касается названия картины, существует немало гипотез на этот счет, но, увы, ни одна не выглядит убедительно, поэтому по сей день название остается загадкой. Кстати, личность и имя изображенной женщины на картине тоже покрыта тайной.

В контексте этой выставки, которая носит заголовок «Поэзия образа», важно подметить, что портреты Рафаэля называли немой поэзией. На его картинах люди молчат, то сами изображения с нами разговаривают. Возможно, отсюда название «Немая» - женщина на картине молчит, но сама картина о многом нам рассказывает.

Картина «Немая» - это с одной стороны потрет женщины, но с другой в картине заключен весь секрет женского существа. Эта женщина как сосуд, где соединяются священное и мирское. В 1975 году «Немая» была похищена из Национальной галереи Марке, после чего картина вернулась на прежнее место - на родину Рафаэля в город Урбино.