В скором времени в России может быть введен прогрессивный налог. Такой вывод можно сделать из заявления, сделанного во вторник спикером нижней палаты парламента Сергея Нарышкина.
«Думаю, можно думать уже о введении разных уровней налогообложения для различных категорий граждан в зависимости от дохода», - цитирует Нарышкина «Комсомольская правда».
Если планы спикера Госдумы воплотятся в жизнь, то Россия получит новую систему налогообложения: дифференцированные ставки НДФЛ в зависимости от дохода граждан. Таким образом плоская шкала подоходного налога, действующая сегодня в стране, будет упразднена.
Между тем, в распоряжении редакции «МИР 24» оказались несколько любопытных документов. В частности, это обращение Общественной палаты на имя вице-премьера России Ольги Голодец. В письме комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан предлагает освободить «людей, живущих за чертой бедности, от подоходного налога». Кроме того, Общественная палата предложила принять «законодательно прогрессивную систему налогообложения для граждан с высокими доходами».
В ответе из Минтруда, подписанного заместителем министра Любовью Ельцовой, сказано, что «за последние 15 лет численность бедного населения значительно сократилась» и «введение прогрессивной системы налогообложения для граждан с высокими доходами связано с рисками увеличения «серых» и «черных» схем выплат заработной платы». Там же, чуть выше, указывается, что «прожиточный минимум, применяемый при определении уровня нуждаемости граждан, включает в себя расходы по обязательным платежам и сборам, в том числе по уплате подоходного налога».
Также в распоряжении редакции есть и ответ Общественной палате из Министерства финансов, подписанный заместителем директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Виталием Прокаевым. В нем, в частности, приводится тезис из Послания президента России Совету Федерации от 4 декабря 2014 о том, что «в целях недопущения ухудшения положения налогоплательщиков необходимо обеспечить в период с 2015 по 2018 годы включительно неизменность условий налогообложения, установленных до 1 января 2015 года законодательством о налогах и сборах».
Как видим, еще летом 2016 года правительство России (как минимум в лице двух ключевых в этой области министерств) высказывалось однозначно против инициативы введения прогрессивного налога. Однако во вторник о такой возможности заявил председатель Государственной думы.
Эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) по налоговой и бюджетной политике Александра Суслина в беседе с корреспондентом «МИР 24» обратила внимание на опасность возможных изменений налогового законодательства.
«Я не вижу в прогрессивном налоге ничего плохого. Но есть один нюанс. Существует реальная опасность, что «прогрессию» введут не только для очень богатых, но и для среднего класса. Тогда средний класс - та часть населения, на которую должна опираться экономика, - потеряет покупательскую способность», - полагает Суслина.
По словам эксперта, если прогрессивный налог и будет введен в России, то его скачок будет невысоким. Однако Россия все равно может стать менее привлекательной для тех иностранных граждан, которые желают стать нашими налоговыми резидентами. Причина в том, что высокие прогрессивные налоги европейских стран часто компенсируются высоким социальным уровнем. Например, до французского социального уровня России еще очень далеко.
Согласно отчету «Global Wealth Report 2015» швейцарского банка Credit Suisse, в 2015 г. к среднему классу и выше в России можно было отнести 4,1% взрослого населения или около 5 млн человек, имевших доход от 18 000 USD в год.
В свою очередь заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ Татьяна Школьная считает, что вводить прогрессивный налог в России рано, так как в стране сохраняется сильная социальная напряженность.
Старший партнер Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин относится к инициативе Нарышкина скептически. По его словам, на первый взгляд кажется, что введение прогрессивного налога позволит увеличить поступления в бюджет. На самом деле это не так. Как минимум, по двум причинам.
«Во-первых, введение прогрессивной шкалы налога на доходы резко увеличит сложность его администрирования налоговыми органами, то есть контроль государством правильности его уплаты. Для проверки правильности исчисления и уплаты НДФЛ потребуются дополнительные сотрудники, которым нужно платить зарплату, предоставлять помещения и оргтехнику для работы. В масштабах России это не одна тысяча человек и, разумеется, сотни миллионов рублей в год дополнительных затрат бюджета. Поэтому увеличение доходов бюджета в связи с введением прогрессивной шкалы налога вполне может быть сравнимо с затратами на сбор этого налога», - считает собеседник «МИР 24».
«Во-вторых, прогрессивная шкала налога сама по себе побуждает налогоплательщиков применять различные схемы по минимизации дохода, отмечает Речкин. - При этом граждане с наибольшими доходами имеют и больше всего
возможностей для минимизации налога. Они способны оплатить услуги налоговых юристов, консультантов, могут реализовать различные схемы по минимизации налога. Поэтому тот факт, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ повлечет увеличение поступлений в бюджет, далеко не бесспорен», - подчеркнул Роман Речкин.
В этой связи становится любопытно, как отреагирует на возможные изменения ставший три года назад гражданином России, известный французский актер Жерар Депардье. Напомним, артист еще в 2012 году отказался от французского паспорта, не скрывая, что делает это из-за высоких французских налогов. А уже 1 января 2013 года Депардье указом президента Путина стал российским гражданином. Впрочем, эксперты проблемы в этом не видят.
«Депардье отказался от французского гражданства, поскольку налог для богатых граждан во Франции (получающих доход более 1 млн евро в год) был установлен в размере 75% от годового дохода француза. Это огромная ставка, которая, кстати, вскоре после отъезда Депарьде в Россию была понижена. В странах Европы налог на доходы составляет в среднем 40-50% дохода (при этом во Франции - более 50%, а в Дании, например, 60,2%). В сравнении с нашими 13% – это очень много. Поэтому Россия вряд ли пойдет на такое сильное повышение налогов», - убежден Роман Речкин.