Что должно измениться в школьной программе и как должна измениться сама школа, «МИР 24» обсудил с президентом российской академии образования Людмилой Вербицкой.
Недавно СМИ растиражировали ваше заявление о том, что из школьной программы нужно убрать «Войну и мир» Толстого и некоторые романы Достоевского, но позже пресс-служба академии образования заявила, что журналисты исказили ваши слова. Так о чем вы говорили на самом деле?
Вербицкая: Во-первых, я дала себе слово не иметь дело со СМИ, потому что информация, как правило, без искажений не поступает. Как можно было мое интервью назвать таким образом? ««Вместо «Войны и мира» включить Библию в программу». Я ничего подобного не говорила. Я считаю, что нам еще раз нужно подумать над тем, какие произведения - нашей классической и современной литературы - нужно преподавать в школе. Я высказала свое частное мнение, а не мнение академии. Я убеждена до сих пор, что «Войну и мир» - самое яркое, глубокое и философское произведение Льва Николаевича Толстого - в школе изучать рано. Это не значит, что завтра будет изменена школьная программа и «Войну и мир» уберут. Но мне кажется, что было бы разумнее познакомиться с его другими произведениями. Хотите о войне? Есть прекрасные «Севастопольские рассказы». Включите в программу «Исповедь», «Смерть Ивана Ильича» и многое другое - вы покажете необыкновенный талант этого яркого, самого глубокого нашего писателя. Мне кажется, что все мы живем в обмане, надеемся, что дети в школе прочтут роман. Они его не читают, поверьте мне. Их волнует только общая фабула: кто кого полюбил, что говорила на балконе Наташа и так далее. Потом мы не возвращаемся к этому роману, считая, что они его знают. Мне кажется, что в течение всей своей жизни гражданин нашей или любой другой страны должен читать этот роман и понимать, что более глубокого произведения, рассказывающего о человеческих отношениях, чувстве долга, войне и мире, просто нет. Но для этого нужно иметь определенный жизненный опыт и понимание многих явлений.
- В прессе также обсуждался вопрос от том, что школьную программу можно дополнить некими духовными произведениями. О чем здесь идет речь?
Вербицкая: Я просто говорила о том, что мое поколение было лишено огромного пласта религиозной литературы было лишено.
- Споры о школьной программе литературы идут не первый год и не первое десятилетие. Каких изменений она требует?
- Нам важно, чтобы дети в школе читали те прекрасные произведения, которые пробуждают в них чувство доброты, ответственности, любви – к своему Отечеству и близким, уважение к родителям. Педагогические вузы своей прямой функции по подготовке преподавателей не выполняют. Настоящий учитель – яркая, творческая личность, найдет возможность донести эти чувства до ребенка. Мы в педвузы принимает всех: любит он ребенка или нет, будет работать в школе или не будет. Не больше 10% выпускников педвузов идут в школу. 50% преподавателей через год работы уходят из школы.
Вербицкая: Вы помните, что Путин попросил подготовить список литературы из 100 наименований? Его можно посмотреть и выбрать, что еще включить в программу.
- Сегодняшние дети очень мало читают, как и их родители. В чем причина этой ситуации?
Вербицкая: Их очень много. Во-первых, мы не понимаем, что ребенок стал совершенно другим сегодня. Это не те дети, которые были 30 или 40 лет назад. Мы знаем, что компьютерные технологии дали колоссальные возможности чтобы узнать, что ты хочешь. Родители, которые не знают, что нужно заниматься воспитанием ребенка, дают ему электронное устройство, и все. Во-вторых, методы обучения не во всех школах самые лучшие. Я помню своих учителей – удивительных, ярких, увлеченных своим делом, цель которых была – донести до нас все прекрасное, чем они сами владели. Родители должны читать ребенку еще в тот момент, когда он в организме матери. Все основные механизмы у него уже сформированы к моменту рождения. Родители должны читать ребенку до того момента, пока он не научится сам.
- Привить любовь к книгам – это задача родителей или педагогов-учителей?
Вербицкая: Придя в школу, ребенок уже должен понимать, что ничего дороже книги нет на свете и самое прекрасное дело в жизни – открыть книгу, сесть и читать.
- Вы - член совета по русскому языку при президенте России. От кого или от чего сегодня нужно спасать русский язык?
Вербицкая: От равнодушного отношения к нему. Мы очень увлеклись письменной формой речи и хорошо понимаем, как безграмотны те, кто не читают. Но эта форма – не основная. Мы должны обратить внимание на устную форму. Люди, которые слышат ошибки в речи, почему-то считают, что неловко, неэтично указать на них. Это равнодушие к языку. А ведь у нас очень яркий, образный язык, другого такого нет. Если мы все вместе поймем, что говорить правильно по-русски – это престижно, тогда, наверное, изменится ситуация в России. Иногда мы сталкиваемся с тем, что внутри России по-русски говорят хуже, чем за ее пределами.
-Чему должен учить детей школьный курс литературы и насколько он сегодня справляется с этой задачей?
- Любви к Родине, к близким, глубокому уважению ко всем людям, к учителям. Я надеюсь, что мы доживем до тех лет, когда снова будут актуальны слова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно приклонить колени».
Подробнее в сюжете: Школьные годы