23:47 23/10/2016

Будда с ними, или Что такое русская нирвана

Будды ходят и по России. Ведь еще в 80-е Борис Гребенщиков пел про «Волгу-матушку - буддийскую реку». Тогда звучало как парадокс. Но сегодня в порядке вещей. Вот и корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев погрузился в русскую нирвану.

Валерий Покус преподает физику и практикует буддизм. Одно с другим в голове Валерия уживается так органично, что иной картины мира он уже не представляет. А потому каждый день начинает с простираний. Буддизм, как говорит сам Валерий, поставил его на ноги. Несколько лет назад обнаружили почечную недостаточность. Обычная медицина не слишком помогла, а вот тибетская снова сделала здоровым человеком. Пытаясь понять, почему, Валерий всерьез увлекся учением Будды. И оказалось, буддизм вовсе не противоречит законам физики.

«Хороший есть закон сохранения энергии. Вот он четко применен как раз для тибетской или буддийской медицины. Почему? Например, вы сделали добро - вам отплатили добром», - говорит преподаватель физики Валерий Покус.

Таких, как Валерий, с каждым годом все больше. По данным социологов, в России сегодня около 700 тысяч буддистов. В буддийских общинах говорят о двух миллионах последователей.

Само учение возникло в 6 веке до нашей эры в Древней Индии - скорее не как религия, а как наука о сознании. Распространялось в Азии. На территории России буддизм появился 400 лет назад, когда российское подданство приняли буддисты-калмыки.

«Бабушка закрывала на крючок дверь, потом окна плотно зашторивала, открывала сундук, из сундука доставала Будду, статуэтку, танку, молитвы», - рассказывает глава республики Калмыкия в 2005-2010 гг. Кирсан Илюмжинов.

Это уже потом, в 90-е, став президентом Калмыкии, Кирсан Илюмжинов по сути возродил в республике буддизм. Напутствие получал от самого Далай-Ламы. Говорит, выполнял давнюю волю народа.

«Ладно, там с заводами, с асфальтовыми дорогами. Самое главное, что мы тебя просим, если президентом Калмыкии станешь - это построй храм», - говорит Илюмжинов.

Ради этого Илюмжинов даже продал самолет. Теперь низовья Волги - один из центров российского буддизма, о чем поет Борис Гребенщиков.

«Сейчас это в порядке вещей. Таких людей достаточно много европейцев, которые занимаются буддизмом, которые изучают», - поясняет лама Олег Дубик.

Олег Дубик родился в типичной советской семье, но в перестройку: когда снова стало можно верить в кого угодно, выбрал Будду. Говорит, только в этом учении увидел настоящую справедливость.

«Буддизм утверждает, что все равны: мужчины, женщины. Национальности никакой роли не играют, положение никакой роли не играет. Все мы одинаково можем быть счастливы», - поясняет лама.

Поиск счастья - это, пожалуй, одна из главных причин массового устремления в буддизм. И для многих это счастье - в свободе. Никаких навязанных сверху строгих правил. В буддийский храм пускают всех независимо от веры. Любой может послушать хурал, а потом попасть на прием к ламе. Те, кому не хватает сил или денег на путешествие в Тибет, едут в Элисту, Кызыл или Улан-Удэ. А теперь еще и к одной скале около бурятского села Баянгол.

«Создание любого изображение Будды - это уже добродетель. Чем больше изображение, тем больше добродетель. Ну и чем пышнее подношение, тем больше накапливается положительной энергии», - говорит Еше Лодой Ринпоче.

Это самое большое в России изображение Будды. Высота наскального рисунка - 33 метра, число для буддистов сакральное. Обращенный на запад, в сторону Москвы, Будда должен защитить от бед всю Россию. Это, конечно, небольшое отступление от традиции. Обычно лицо Будды обращают к востоку, откуда пришел учитель. Но в остальном художники все выполнили по канону.

«В руке держит он патру - это чаша для подаяния, а правой рукой он касается земли, призывая ее как бы в свидетели», - говорит доктор буддийской философии Эрдэм Инкеев.

Ради того, чтобы увидеть такого Будду, не жалко провести несколько часов в самолете. Вот, например, Евгения. Как выяснилось, буддист с 20-летним стажем. Специально прилетела из Петербурга.

«Событие такого масштаба - оно обращает внимание на вечные ценности, это на самом деле так. Мы о них забываем, и люди, которые не знают, что именно говорил Будда и что именно стоит за этим явлением, они могут заинтересоваться», - говорит паломник Евгения Демина.

Дорога к Будде не так проста, как это может показаться вначале. Полагайся только на свои силы, помоги себе сам - вот, пожалуй, главные тезисы буддизма.

«В буддизме нет бога, нет бога-творца, бога-создателя. И когда ты молишься, скажем так, начитываешь мантры, каждый раз, каждую бусинку, каждый вдох, ты памятуешь, например, о том, что ты должен быть собранным, у тебя должна быть сила воли», - говорит Фарид Асланов.

Фарид родился в мусульманской семье, но в конце концов принял буддизм. Правоверные родители выбор сына поначалу не одобрили.

«Впоследствии, когда увидели, что я перестал заниматься ненужными вещами - разгульный образ жизни, скажем так, перестал быть, - и сам по себе стал целеустремленным, дисциплинированным - естественно, это в семье воспринялось нормально», - поясняет Асланов.

Буддизм в конце концов позволил ему чувствовать себя своим везде - и в христианской Москве, где он давно живет, и в мусульманском Баку, куда приезжает к родственникам. Словом, настоящий буддист - гражданин мира.