Мыс Желания - утес на краю света, который пять лет назад начали обустраивать. С 1990-х гг. там царила полная разруха. Кто сейчас несет вахту на Новой Земле, узнал корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
Белым пятном медведь на карте местности - привычный глазу пейзаж. Инспектор национального парка «Русская Арктика» Игорь Котрехов крепче сжимает ружье. Мыс Желания на Новой Земле - край не пуганных белых мишек.
На горизонте в километре от нас замечаем сразу трех медведей. Один из них направляется в нашу сторону. Исхудавший мишка не спеша выходит на дорогу, в 200 метрах он ложится на землю, будто выслеживать добычу.
Подходим на критическое расстояние в 60 метров. Инспектор Игорь решает напугать медведя выстрелом в воздух, но косолапый только мордой повел.
«Очень крупная рана, скорее всего это самец, и он дрался там за медведиц. Может быть, место делили, может добычу делили, все что угодно может быть», - пояснил сотрудник нацпарка.
Раненый зверь непредсказуем. Нам пришлось отступить, но сотрудники парка сдаваться не собирались.
Рев мотора квадроцикла все-таки пугает зверя. Медведь спасается бегством в море. Вообще мишки чувствуют себя здесь полноправными хозяевами, а хозяева этого дома - гостями сурового края.
Опорный пункт национального парка создан на мысе пять лет назад. С июня по октябрь здесь живут люди - сотрудники «Русской Арктики». Они встречают ученых, студентов, туристов, обустраивают территорию.
С конца 1990-х гг. на советской полярной станции царила полная разруха. Людей тогда срочно эвакуировали. Еще недавно здесь была свалка. Ржавые бочки, техника, брошенные дома. Поговорка: «без окон, без дверей, полна горница медведей», вполне описывает ситуацию на мысе Желания.
«Наметает снегу, если медведь будет ходить. Будет плохо, если мы приедем весной и будет окно разбито, а там медведь сидит, сгущенку ест», - предположил инспектор национального парка «Русская Арктика» Игорь Молодцов.
Молодцов вместе с напарником после летней работы консервируют станцию на зиму.
Ветрогенераторы автономного энергообеспечения убрали в ангар. Аккумуляторы солнечных батарей продолжат работу. В доме - настоящий офис. Есть интернет, IP-телефония и спутниковая связь.
В так называемом судовом журнале опорного пункта национального парка «Русская Арктика» на мысе Желания мы будем первыми журналистами, которые оставили памятную надпись. Хочется пожелать прежде всего мира этому дому и подарить логотип нашего телеканала.
Идем к морю на мыс Желанный, как его называл сам голландский путешественник Виллем Баренц в XVI веке. Это потом изменили географическое название на мы Желания.
Мыс называют символическим водоразделом. По левую руку Карское море, по правую - Баренцево. Еще есть примета на этом мысе загадывать свои самые сокровенные желания.
То, что место намоленное, доказано. У сотрудницы национального парка «Русская Арктика» Тамары Молодцовой, единственной женщины, которая провела здесь пять сезонов, все загаданное сбывается.
«У медведей появилась пища», - говорит женщина. «Это вы нажелали кита им», - спрашивает корреспондент. «Конечно, я говорила, хоть кита подкиньте, хоть моржика», - отвечает Молодцова.
В километре от их домика на берег этим летом выбросило 15-метрового гиганта - гренландского кита. Запутался хвостом в сети. Два десятка медведей на лето были обеспечены едой.
«Едешь домой радость, потому что там давно не был дома. Друзья, близкие. Проходит месяц, тянет невозможно», - призналась сотрудница нацпарка.
Для Тамары и ее супруга Игоря, скорее всего, это была последняя вахта на Новой Земле. Они были в числе тех, кто вернул мысу Желания первозданную чистоту. Своими руками муж и жена вывезли более 6 тысяч тонн ржавого железа. Теперь сотрудники парка уверены: сюда не зарастет полярная тропа.