После распада Советского Союза на мировой арене осталась одна держава – Соединенные штаты Америки. И эта сверхдержава решила переделать правила жизни других государств по-новому, точнее, по-своему. Глядя на то, что происходит в Ливии, Ираке, Афганистане и Сирии, понятно – с новым миропорядком у Вашингтона получилось как-то не очень. Так есть ли другая схема поведения государств в современном мире? Кто установит новые правила, если не США? Об этом президент Владимир Путин беседовал с ведущими мировыми политиками в рамках Валдайского клуба, который уже прозвали русским Давосом. Из Сочи – корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Обсуждения на высоком уровне. Причем в буквальном смысле. Эксперты дискуссионного клуба Валдай уже в третий раз встречались в Сочи. В этот раз на высоте почти полторы тысячи метров в горах Красной поляны.
«Уважаемый модератор пожелал мне благополучно выйти на пенсию, я тоже себе этого желаю, когда время придет. Это очень правильно, нужно это сделать, но пока я еще не на пенсии, а действующий руководитель большой державы, я должен быть сдержанным, не проявлять в своих выражениях излишней агрессивности. Собственно говоря, я не думаю, что это мой стиль», – заявил президент России Владимир Путин.
Президент не случайно в самом начале заговорил о сдержанности. О России на Западе все чаще говорят как о главном агрессоре.
«Постоянно штампуются угрозы вымышленные, мифические, вроде пресловутой военной угрозы. Действительно, это прибыльное занятие, можно новые бюджеты для себя выбивать, нагибать союзников. Конечно, приятно и подчас выгодно выдавать себя за защитников цивилизации от каких-то новых варваров, но Россия ни на кого нападать не собирается. Да и смешно это», – подчеркнул российский лидер.
А вот с чем не надо церемониться, так это с самой главной мировой проблемой – терроризмом. Этой теме Владимир Путин посвятил большую часть своей вступительной речи.
«Остановить кровопролитие и запустить политический процесс не удается. После долгих переговоров, усилий и компромиссов, наконец, начал формироваться единый фронт борьбы с терроризмом, однако этого не произошло, он фактически не создан. Не сработали и личные договоренности с президентом США. Террористов продолжают вооружать, снабжать, обучать в надежде, как и прежде, использовать их в достижении своих политических целей. Это очень опасная игра, и я еще раз хочу обратиться к подобным игрокам. В данном случае экстремисты сильнее и умнее вас, и заигрывая с ними, вы всегда будете проигрывать», – подчеркнул Владимир Путин.
Методы борьбы с терроризмом – тема для взаимных обвинений. Россия проводит спецоперацию в сирийском Алеппо. США и их союзники – в иракском Мосуле. Как раз на этой неделе пришли сообщения из Сирии: авиаудар по школе в Идлибе. Погибли 22 ребенка и 6 учителей. На Западе обвинили Москву и Дамаск. Предоставили даже доказательства. В российском МИД ответили – это подделка.
«Сегодня после экспертного анализа фотографий из сирийской деревни Хаас оказалось, что не было никакого обстрела школы и жертв тоже не было. Фотографии – компьютерная графика», – написала в своем Facebook официальный представитель МИД России Мария Захарова.
На Валдайском форуме свои сомнения по поводу действий России в Сирии выразила и экс- президент Финляндии Тарья Халонен.
«В моей церкви 24 октября очень долго звонили колокола, чтобы помянуть жертв среди гражданского населения в Алеппо», – заявила президент Финляндии в 2000-2012г гг. Тарья Халонен.
«Давайте позвоним по погибшим в районе Мосула. Сейчас начинается операция в Мосуле. Больше 300 человек террористы расстреляли. Давайте не будем про это забывать», – отметил Путин.
Еще одна противоречивая тема – Украина. По-прежнему много разногласий. Вопрос об этом много.
«Я и сейчас считаю, что Украина и Россия – это один народ, одной культуры, истории, близкий этнически. Нас сначала разделили, а потом стравили, но мы сами в этом виноваты. Мы должны найти выход из этой ситуации», – подчеркнул президент России.
Выход искали недавно в Берлине, где прошла встреча в «нормандском формате». Путин раскрыл детали тех переговоров.
«Порошенко выступил с инициативой полицейской миссией во время проведения будущих выборов в Донбассе, Донецке и в Луганске. Я единственный, кто его поддержал. Просто я не называю это полицейской миссией в силу того, что все остальные возражают не потому, что не хотят помочь, а потому, что ОБСЕ никогда такого не делала, и у них нет опыта и практики», – считает Путин.
Еще один вопрос об украинском лидере. Но теперь уже не как о президенте, как о бизнесмене.
«Порошенко является инвестором. Он владелец фабрики Рошен. Там есть проблемы с невозвратом НДС, и судебные органы ввели определенные ограничительные меры, но фабрика работает. Платит зарплату и получает прибыль, и нет никаких проблем с переводом денег в Украину», – сообщил российский президент.
Неуплата налогов, о которой упомянул президент, – больше 300 миллионов рублей. При этом убыток за 2015 год составил почти 25 миллионов рублей.
Эксперты на форуме поговорили и о предвыборной кампании в Америке. В частности, неоднократные обвинения республиканца Трампа – мол, фаворит Владимира Путина.
«Неужели кто-то думает, что Россия может повлиять на выбор американского народа. Америка – не банановая республика. Это великая держава. Если кто не согласен, поправьте меня. Создается образ врага в виде России, а потом говорят, что Трамп – наш фаворит. Это бред и чушь, это просто способ внутриполитической борьбы, способ манипулировании общественным мнением накануне выборов в США», – подчеркнул Путин.
Преподаватель русской истории Юрий Слезкин спросил у президента, как он представляет главу «Путинская эпоха» в учебнике, и с кем из исторических личностей он мог бы себя сравнить.
«На Екатерину я точно не похож, по гендерному признаку. Что касается того главного, что будет интересно, как нам удалось добиться сплоченности русского народа и объединить всех вокруг решения общенациональных задач», – отметил Путин.
В итоге участники Валдайского форума встречей остались довольны. Дискуссионный клуб, в который 12 лет назад входило всего два десятка экспертов, превратился в серьезную площадку не просто для обсуждений, прежде всего – для поиска решений.
«То, что мне показалось главным – это, во-первых, призыв Путина к тому, чтобы все правила игры, которые существовали и разрушаются на наших глазах, восстанавливались, чтобы восстанавливались международные институты, чтобы восстановилось присутствие международного права и его выполнение. И второе – призыв к тому, чтобы уровень доверия между странами очень низкий», – заявил директор центра государственного управления и общественной политики Карлтонского университета в Канаде Петр Дуткевич.
«То, что Путин глубоко, по-философски в своей речи ставит вопрос мирового порядка, мне нравится. Он не стал вдаваться в детали, в выяснение отношений по Сирии, по Украине, а большими мазками нарисовал картину», – отметил политолог Николай Злобин.
Один из главных выводов эксперты сделали. Установить мир во всем мире в одиночку ни одна сверхдержава не сможет. Все-таки важно действовать сообща.