«Воздушный скандал» между Минском и Киевом получил развитие. МИД Беларуси настоятельно рекомендовал украинским коллегам объясниться по поводу инцидента с пассажирским самолетом. На прошлой неделе власти Украины вернули в киевский аэропорт «Жуляны» белорусский лайнер, который летел в Минск, для принуждения угрожали поднять в воздух истребители, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Инна Согалович.
Из национального аэропорта «Минск» в Киев самолеты летают пять раз в день. Количество рейсов увеличили в этом году. Маршрут очень востребован. Время в пути - всего час. Пассажирам Боинга-737, которые летели в Минск из Киева 21 октября, в пути пришлось задержаться. Самолет вернули в международный аэропорт «Жуляны».
Требования о смене курса от украинского диспетчера экипаж получил через 11 минут после взлета. Никаких объяснений. Лишь угрозы, вплоть до применения боевой авиации.
«Если не выполните команду на возврат, то будут подняты истребители. Мы на основании всех руководящих документов, как международной авиации, так и нашей авиакомпании, должны выполнять команды диспетчера», - пояснил командир воздушного судна Виктор Шишло.
Безопасность - на первом месте. Командир судна руководствовался этим главным принципом полетов. На борту было 136 пассажиров. Один из них, как выяснилось, и вызвал подозрение украинских спецслужб.
Блогер и журналист гражданин Армении Армен Мартиросян живет в Москве, часто бывает в Киеве. О нем говорят как об «антимайдановце». Сам он активистом «Антимайдана» просит себя не называть, но признает - украинскую революцию никогда не поддерживал. О чем говорил открыто.
«Был инициатором видеоролика с участием видных журналистов, осуждающих «майдан» и призывающих президента Виктора Януковича сохранить конституционный строй и избежать гражданской войны», - говорит Мартиросян.
О своем приключении «подозрительный пассажир» рассказал на своей странице в Фейсбуке. После возврата белорусского лайнера Мартиросяна встретили сотрудники Службы безопасности Украины. Объяснить ничего по сути не смогли. Мол, кто-то должен привезти какие-то бумаги, надо подождать. Но документы никто так и не предъявил. В итоге Мартиросян вылетел в Минск следующим рейсом. Не было даже допроса.
«У меня на руках есть Акт, подписанный сотрудниками таможенной, пограничной служб и СБУ, что ничего незаконного, «угрожающего национальной безопасности страны» с Украины я не вывозил!!! И ничего у меня «локализовано» (изьято), как утверждает сотрудница СБУ, НЕ БЫЛО!!», - написал в соцсети Мартиросян (орфография и пунктуация автора сохранены).
Украинская сторона, а именно пресс-секретарь Службы безопасности Украины Елена Гитлянская решение Киева о возвращении белорусского самолета объяснила так: «Служба безопасности получила информацию, что иностранный гражданин, который уже находился на борту самолета «Белавиа», имел определенную информацию, и это могло угрожать национальной безопасности Украины. Было принято решение попросить «Украэрорух» задержать самолет, но пока пришла команда, самолет уже успел вылететь».
В итоге вопрос перешел в дипломатическую плоскость. Руководитель украинской дипмиссии в Минске получил ноту протеста. Плюс к этому МИД Беларуси официально подтвердил - угрозы поднять истребители были. У дипломатов есть доказательства - расшифровка переговоров экипажа самолета с украинским диспетчером. Если понадобится, ее опубликуют.
«Украинская сторона имела возможность добиться своей цели, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы по линии силовых структур», - уверен пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Дмитрий Мирончик.
Существует инструкция, когда применение боевой авиации допускается. Первое, если самолет движется не в своем воздушном коридоре. Второе - не отвечает на запросы. И, наконец, приближается к границе. Тогда в воздух поднимают истребители. Далее следует попытка установить радиосвязь и визуальный контакт с экипажем лайнера. После этого, если нет результата, предупредительная очередь из пушки. И только потом стоит вопрос об уничтожении самолета. Схема логичная, вдруг борт захватили террористы. Самый известный пример - 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Но история с белорусским «Боингом» - явно не тот случай.
Даже в Киеве предполагают - искать нужно политические причины.
«Это игра на повышение ставок, с одной стороны. С другой стороны, я не исключаю, что это так называемый эксцесс исполнителя. Более того, я не исключаю, что это какой-то акт запугивания для подобных общественных деятелей, которые не разделяют официальную государственную политику Киева», - предположил политолог и военный эксперт Кирилл Молчанов.
Официальный Киев не спешит отвечать на вопросы Минска. Между тем, есть еще один важный момент. Из-за подозрений украинских силовиков белорусская авиакомпания понесла серьезные издержки и требует от Киева компенсировать расходы. Главный герой пассажир Мартиросян собирается подавать в суд на украинские власти. Так что, очевидно, продолжение следует.