<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
В ноябре прошлого года Владимир Зельдин давал творческий вечер в московском Центральном доме художника. Отметивший уже 101-й день рождения самый долгоиграющий (почему-то не хочется говорить «старейший») актер планеты много вспоминал, шутил, читал, пел и неоднократно пытался станцевать – останавливали.
Он был удивителен. Он помнил все роли, которые исполнял 10, 20, 30 лет назад. Память у Зельдина вообще была исключительной: говорят, он мог встретить человека, которого мельком видел два десятка лет назад, и узнавал этого человека, здоровался, называя по имени.
Тогда немало было вопросов – а для чего, собственно, 101-летний Зельдин до сих пор служит в театре? Почему не уйдет на покой, на пенсию, зачем это? В тот вечерь в ЦДХ, кажется, я понял почему. Только войдя в зал (аншлаг полный, люди сидели в проходах), я это почувствовал – невероятная, почти осязаемая энергетика, которая циркулировала в воздухе. Именно что циркулировала: со сцены к зрителям и от зрителей на сцену.
Он заряжал и заряжался сам. И получал совершенно видимое удовольствие от аплодисментов, цветов, возгласов, вопросов. Владимир Зельдин действительно жил театром и регулярным контактом со зрителем, уже тогда я был почти убежден – именно эта энергетика и продлевала его годы.
Зельдин рассказывал в тот вечер удивительные вещи. Что он должен был умереть еще в восемь лет, когда, купаясь в Оке, чудом не попал под лопасти колесного парохода. Что через год заболел дифтеритом – в те годы это был смертельный диагноз. Что в 18 лет чудом вырвался живым из коридоров Лубянки: кто-то написал ложный донос о том, что у студента второго курса театрального института якобы хранится оружие… «Судьба бережет», объяснял.
Концерт длился больше двух часов. Когда уставал, уходил за кулисы передохнуть. Возвращался очень скоро. И снова улыбался, рассказывал, снова пел, снова начинал танцевать. Он поражал этой своей жизненностью. Зельдин очень любил жизнь и не спешил с ней расставаться. А еще – очень любил женщин. Каждой сделает комплимент, каждой улыбнется. Он получал много внимания, ему было чем поделиться.
Уходя, он сказал: «Искать непосильных задач и жить до скончания времен! Жить долго, долго, долго! Будьте счастливы! До новых встреч. Спасибо за ваши аплодисменты, цветы и за то, что пришли».
Известность пришла к Зельдину в 26 лет после роли Мусаиба Гатуева в черно-белой музыкальной комедии «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. Молодого Зельдина режиссеру посоветовала ассистентка, которая увидела перспективного актера в спектакле «Генеральный консул» в Театре транспорта. В итоге ему досталась роль гордого и серьезного дагестанского пастуха, который на сельскохозяйственной выставке в Москве познакомился со свинаркой Глашей, с чего началась крепкая пролетарская любовь.
Картина получилась радостной и беззаботной, несмотря на то, что съемки шли фактически под бомбежками. «Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех», – вспоминал Владимир Михайлович, который за свою жизнь пережил и Гражданскую войну, и Великую Отечественную, и перестройку – и до последнего оставался патриотом.
В 1947 году Пырьев снова приглашает Зельдина сниматься – в картину «Сказание о земле Cибирской», правда, не на главную роль. Одаренный пианист Андрей Балашов (Владимир Дружников) получает ранение на фронте и теряет возможность профессионально играть. Он оставляет любимую женщину, Наташу, и уезжает в Сибирь, где работает на строительстве бумажного комбината чертежником.
Однажды на соседнем аэродроме из-за сложных погодных условий садится самолет, в котором на заграничный конкурс летят знаменитый пианист Борис Оленич (Зельдин) и Наташа. Встреча с близкими дает Балашову понять, что он зря растрачивает свой талант. Он отправляется в Заполярье, где, вдохновленный титаническим трудом строителей, пишет симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской». Зельдину в этом фильме досталась роль отрицательного персонажа, что, возможно, помогло ему не стать жертвой амплуа героя-любовника после успеха комедии «Свинарка и пастух».
С детства Владимир Зельдин мечтал стать не актером, а танцором – он хотел учиться балету, но отец лелеял мечту о сыне-музыканте. В начале 30-х Зельдин все же поступил в производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС, где танец преподавали бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская, и добился больших успехов. Продемонстрировать свой танцевальный талант Зельдин смог в роли Альдемаро в спектакле «Учитель танцев», поставленному по одноименной пьесе Лопе де Вега.
Дебют актера в спектакле состоялся в 1946 году, а полнометражный фильм Татьяны Лукашевич вышел в 1952-м. Говорят, что после одного из спектаклей в гримерку к Зельдину со словами благодарности пришла Анна Ахматова.
Зельдин играет дворянина из обедневшего рода, который, оказавшись на свадьбе, влюбляется в младшую сестру невесты. Чтобы сблизиться с девушкой, молодой человек поступает в знатный дом учителем танцев...
Один из самых популярных фильмов с Владимиром Зельдиным – экранизация пьесы Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». В театральной постановке в Театре Советской армии актер играл Транио, однако в черно-белом фильме Сергея Колосова ему досталась роль Люченцио.
Сюжет повествует о дворянине из Вероны по имени Петруччо, который не боится сложностей и берет в жены женщину с самым дурным нравом во всей Италии – Катарину (Людмила Касаткина), чтобы укротить ее и из тигрицы превратить в пушистого котенка. Параллельная сюжетная линия – история любви младшей сестры Катарины, покладистой Бьянки, которая не может выйти замуж прежде Катарины, и Люченцио. Девушка заперта дома, и отец, ничего не подозревая, нанимает Люченцио учителем.
Фильм-опера «Царская невеста» был поставлен по одноименной опере Николая Римского-Корсакова. События происходят в XVI веке в Александровской слободе. Царь Иван Грозный ищет третью жену и выбирает из двух тысяч претенденток Марфу Собакину. Вскоре после помолвки девушка заболевает и спустя 15 дней после свадьбы умирает. Зельдин играет царского лекаря Елисея Бомелия, сотворившего ядовитое зелье, которым отравили Марфу.
В 1970 году вышел фильм Андрея Кончаловского по пьесе Антона Павловича Чехова, собравший много ярких звезд советского кино: Иннокентия Смоктуновского, Сергея Бондарчука, Ирину Купченко, Ирину Мирошниченко и, конечно, Зельдина. Владимир Михайлович играл роль профессора Серебрякова, обитающего в имении своей первой, погибшей супруги вместе с дочерью, второй женой, братом погибшей жены Иваном Петровичем Войницким (дядей Ваней), который ведет все дела. Профессор поднимает вопрос о продаже имения, и некогда боготворивший профессора дядя Ваня испытывает жестокое разочарование.
Еще один фильм с Владимиром Зельдиным, и еще одна блестящая актерская подборка: Людмила Максакова, Александр Абдулов, Алексей Жарков, Александр Кайдановский и другие. Экранизировал роман Агаты Кристи Станислав Говорухин, а роль судьи Лоуренса Уоргрейва сыграл Зельдин. Вышедший на пенсию судья продолжает вершить правосудие и устраивает чудовищную игру. На труднодоступный остров он под разными предлогами приглашает девять человек, которых считает ушедшими от законного наказания. Вскоре компания, отрезанная от суши штормом, начинает уменьшаться. Еще одна отрицательная роль Зельдина, который перевоплотился в жестокого, властного и бескомпромиссного маньяка.
Подробнее в сюжете: Театр