<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Среди тех задач, к которым мировая инженерная мысль, похоже, движется наиболее успешно – создание роботов, максимально похожих на человека. Новейший образец в этой сфере – можно сказать, «чистейшей прелести чистейший образец» - имеет вид прекрасной девушки.
Впереди всех, как и следовало ожидать, оказалась Япония, чьи конструкторы в области кибернетики прославились на весь мир. В интернете и социальных сетях появилась очаровательная юная девушка по имени Сайя, которая общается с пользователями, и большая часть публики, как сообщают, принимает ее за живую.
Что ж, Сайя действительно «родилась от папы и мамы» - это супруги-дизайнеры Теруюки и Юка Ишикава. Они представили свое творение как старшеклассницу 17 лет от роду из токийского района Шибуя. Ролики с Сайей, доступные в интернете, забавны и трогательны.
Правда, надо сказать честно: о полном сходстве с человеком говорить, пожалуй, все-таки рановато. Хотя СМИ уверяют, что публика, не знавшая заранее, что Сайя – робот, в подавляющем большинстве об этом и не догадалась до самого момента раскрытия тайны. Но человеку, посвященному в тайну, поверить в это трудно. Или, может быть, основная часть публики достаточно невнимательна.
Есть такое выражение «кукольное личико»: так иногда говорят о девушках, причем, кому-то такие черты откровенно не по душе, а кому-то, наоборот, нравятся. Так вот, надо признать, что у красавицы Сайи личико уж очень кукольное – даже с учетом специфики именно японской, вообще «азиатско-тихоокеанской» красоты – что-то в этом есть ненатуральное. Это во-первых. А во-вторых, движется она на экране как-то неестественно, а это уже посерьезней вопрос.
Специалисты, вполне искушенные в данной сфере, есть и в России – хотя и не в большом числе. Завесу над загадками очаровательной Сайи для корреспондента «МИР 24» приподнял доцент кафедры «Робототехнические системы и мехатроника» МГТУ имени Н.Э. Баумана Сергей Воротников.
Хотя виртуально-сетевой проект существует около года, сама Сайя «постарше»: ей хоть и не 17 лет, но, скажем так, более пяти. А сам проект находится в ключе работ по созданию гуманоидных роботов или андроидов, которые имеют большое сходство с человеком. Кроме Японии, в этой сфере наиболее далеко продвинулись США и Южная Корея. Там уже бывают соревнования гуманоидных роботов, причем, многие конструкторы создают свои творения в военных целях, и сходство они имеют уже не с девушками.
«Девушка Сайя — развитие идей известного японского профессора Хироси Исигуро, - рассказал Воротников. - Лет 10 назад он анонсировал проект такого робота, который будет похож на него лично, и никто не сможет их друг от друга отличить. Была такая идея: неискушенный журналист где-нибудь на нейтральной территории, в Швейцарии, должен встретиться с «Исигуро» и, не прикасаясь к собеседнику, поговорить с ним и угадать, кто он: робот или его конструктор».
Это уже перекликается с советским художественным фильмом «Его звали Роберт» - занимательной пародией на фантастику конца 1960-х. Правда, воплотить этот замысел все же не удалось. Исигуро приезжал и в Россию, и привозил своего робота – действительно, очень похожего на создателя. Но у него отсутствовала должная способность к передвижению. Как, собственно, и у Сайи.
Оказывается, самое трудное в робототехнике – именно ходьба на двух ногах. Лицо смастерить проще, и успехов здесь больше – успехи, можно сказать, «налицо».
Первые образцы Сайи, изготовленные лет пять назад, как рассказал эксперт, были «довольно монстрообразными».
«Но она все время обновляется. Число приводов в лице — двигателей, отвечающих за мимику — увеличивается, и создается большее правдоподобие, - отметил Сергей Воротников. - У нас, к слову, есть такой робот Пушкин — где реализована попытка наших конструкторов создать мимику. Но у нас пока это еще примитивно. Мимика, прямо скажем, неважная. Всего 20 приводов — возникает эффект дергания».
Кожа лица выполняется из современных пластиков, латекса и силикона, вполне успешно. Мимика же достигается с помощью большого числа механических приводов внутри головы робота. Тут тоже конструкторам пришлось немало попотеть.
Вначале, лет пять назад, как поведал эксперт, Сайя была задействована в школьном эксперименте, причем, как «учительница» – она вела какой-то урок. Тогда оказалось, что мимика до человеческой откровенно не дотягивает.
«Психологи приходили и критически смотрели на лицо, - рассказал ученый. - Если оно похоже на человеческое, но не очень — это вызывает сильное отторжение, вроде как лицо паралитика. И для участия в педагогических процессах для школьников и детсадов такие лица очень опасны. Для них лучше делать что-то игрушечное вроде Мишки».
Однако совершенствование мимики принесло японским конструкторам успех. Япония – не только передовая промышленная держава, ее конструкторская мысль очень стремится именно к сходству робота с человеком, к «социализации» машин, чтобы робот мог, например, выступать помощником пожилых людей… Нынешний сетевой проект с участием Сайи, по оценке Воротникова, значительно проще школьного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Круче Паралимпиады: в Швейцарии стартовали соревнования по кибатлону
«Во-первых, в опубликованном решении используется пока графическая модель Сайи. Во-вторых, при сетевом общении ноги вообще не имеют значения. Нужна голова на определенном расстоянии, чтобы был эффект естественного лица, - подчеркнул эксперт. - И в каком виде она сидит перед камерой, мы не знаем. Там может сидеть только верхняя часть — лицо, руки. Основная же проблема для андроидов — сохранение равновесия, что очень непросто решается. Сидеть и руками двигать в статическом режиме — это все можно. А вот оторвать одну ногу и поставить другую — это сложно».
Да, своеобразным камнем преткновения для роботов является именно ходьба. Недаром все роботы, не претендовавшие на полное сходство, а лишь имевшие некий отдаленный «человеческий облик», часто с огромной жестяной «улыбкой», и поставленные на две ноги, традиционно передвигались «на роликах». Казалось: как лихо! А ролики-то приспособить куда как проще.
«Роботы, которые шагали бы без поддержки, стали появляться в мире только в последние пять лет, - сообщил Воротников. - В прошлом году среди них был чемпионат мира в США. Победили корейцы, южные, конечно».
Вот, и у Сайи ходьба пока «слабое место». А «мозг»? Как она в сети-то общается: сама, или в диалогах участвуют супруги Ишикава, а то еще какой-нибудь «кукловод»?
«Обычно это делается комбинированно, - отметил Воротников. – На какие-то вопросы она может отвечать сама: некоторые элементы искусственного интеллекта могут присутствовать. Но большая часть ответов заранее записана».
Так робот, ориентируясь по «ключевым словам», выдает один из заранее подготовленных ответов? Однако! С другой стороны, это небезопасно. Даже если обоснованно предположить, что сетевая публика невзыскательна, темы для обсуждения предпочитает простые, а фразы – короткие, все равно – отвечать-то надо «впопад». Остается опасность ситуации, описанной в стихах Николая Глазкова: «Я спросил, какие в Чили существуют города. Он ответил: «Никогда!» И его разоблачили».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Искусственный интеллект против человеческого
Но, оказывается, нет. Современная техника в подборе ответов продвинулась уже очень далеко, человеческую психологию и варианты вопросов учитывает изощренно. Хотя нестандартные вопросы, конечно, представляют трудность. В каких-то неординарных случаях, робот может переспросить, попросить повторить или разжевать. Учитывая, тем более, что диалоги «сетевых хомячков», как правило, несложны.
«Словарь Вильяма Шекспира 30 тысяч слов — используя его, можно построить развитый диалог, - напомнил Воротников. - Но обычно это достаточно штампованные ответы, шутки всякие записываются на все случаи».
Ученых такой уровень не удовлетворяет. Работы по осмысленному диалогу ведутся, это будет уже что-то из области искусственного интеллекта. Когда получится.
Успехи милой простодушной школьницы в очередной раз подводят нас к мысли куда более общей и куда менее радостной. О том, что уж слишком похожие на людей роботы могут представлять для человечества и немалую опасность. Представим хотя бы роботов-преступников, созданных преступниками настоящими, среди которых тоже ведь попадаются и изобретатели, и конструкторы.
Сергей Воротников и его коллеги согласны, что такие угрозы велики. Ученые предпочли бы руководствоваться тремя известными правилами робототехники Айзека Азимова, главное из которых – робот не может причинить вред человеку. Но они понимают, что соблюдать эти правила желают далеко не все.
Леонид Смирнов