Пару недель назад в редакцию МТРК «Мир» пришло письмо от зрителей театра «Вишневый сад», в котором они просят о помощи: «Уважаемая редакция МТРК «Мир»! Мы обращаемся к вам за помощью. Есть такой замечательный театр «Вишневый сад», который находится в самом центре Москвы – около станции метро «Сухаревская». Сегодня мы узнали о том, что у театра хотят отобрать помещение и сдавать его под коммерческие проекты. Это связано якобы с плохой заполняемостью зала. Хотя сегодня на спектакле «Священные чудовища» зал был полный. Театру 21 год. Здание на Малой Сухаревской было построено без вложения государственных средств. Театр народный. Цены – демократичные. Сюда могут прийти и студенты, и пенсионеры. А этого всего нас хотят лишить. Мы обращаемся к вам за помощью и просим вас посодействовать в том, чтобы у театра не забрали площадку».
Московский театральный центр «Вишневый сад» был создан в 1995 году. Его основатель, заслуженный деятель искусств и народный артист России Александр Михайлович Вилькин, более 25 лет работал в знаменитом театре на Таганке и поставил более 100 спектаклей в театрах Москвы, России, ближнего и дальнего зарубежья. Название «Вишневый сад» - это дань уважения драматургии Антона Павловича Чехова. На сцене «Вишневого сада» появляются пьесы лучших современных драматургов и обретает новую жизнь классика, которая не имеет срока давности. Мольер и Ионеско, Островский и Уильямс, Достоевский и Улицкая. Авторы, между которыми, казалось бы, нет ничего общего, похожи в одном — все они поднимают вечные нравственные вопросы. И каждый из них дает собственный ответ.
Напомним, ранее заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников сообщил о планах по реформированию системы финансирования столичных театров. Предполагается, что часть театров останется репертуарной, а другие станут «открытыми площадками», где менеджер будет искать творческий коллектив под конкретный проект.
Художественный руководитель Московского театрального центра «Вишневый сад» рассказал, как появилось помещение на Малой Сухаревской и почему его хотят отобрать.
«В прошлом году исполнилось 20 лет со дня основания Московского театрального центра «Вишневый сад». Однако про эту дату все забыли. Но интересно другое. Все эти 20 лет к театру не было никаких претензий. Театр арендовал всевозможные помещения. А когда мы, даже не получили, а сами выстроили собственное здание в центре Москвы без копейки бюджетных средств, то сразу все начали им интересоваться. И начались претензии. Причем абсолютно необоснованные. Чиновники начали говорить, что их не интересует качество спектаклей - их интересует количество заполняемых мест. На что я им сказал: «Наверное, вы не очень хорошо слушали президента, который сказал, что к искусству нельзя подходить с рыночными мерками». И я попытался объяснить, что на один спектакль может быть больше народу, на другой – меньше. У нас задача – качество спектаклей, а не количество заполняемых мест. Я уже не говорю высоких слов о сути искусства или о смысле театральной деятельности», - рассказывает Александр Вилькин.
«И, конечно, мои слова вызвали у них бурю эмоций. Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, в театре проходит ревизия. Казалось бы, все это мелочи. Но это начинает мешать работать. Вы знаете, меня, наверное, убрать им будет просто, а вот разогнать целый коллектив, если он будет единым, уже нет. Им уже придется объяснять, почему это происходит… И как только возникнет вопрос «почему?», у них будет очень мало доводов. С одной стороны, я этого не боюсь. Мне уже достаточно много лет. Мне главное, чтобы были здоровы и живы мои близкие и люди, с которыми я работаю. Просто так, конечно, я не сдамся. Хватило бы только здоровья. Просто обидно – 20 лет потратить, чтобы кто-то пришел и украл «Вишневый сад». А потом – все в руках Господних», - говорит худрук.
Тем временем начальник управления театров и концертных организаций департамента культуры Москвы Наталья Дрожникова опровергла заявление Леонида Печатникова и отметила, что театр «Вишневый сад» за 20 лет начал работать в своем помещении совсем недавно. «И говорить о том, что зритель сейчас сразу туда пойдет, неправильно, потому что даже самый успешный московский театр, если его перевести на новую площадку, вряд ли в первый год будет набирать полные залы. И это совершенно естественное протаптывание зрительской тропы», - считает Дрожникова.
«Все театры, которые сегодня существуют на бюджетной основе, будут работать и в 2017-2018 году. Речь идет только об изменениях в доведении до них бюджетных средств. Необходимо выработать четкие позиции, чтобы понимать, на что конкретно идут деньги. Подход должен быть унифицирован и в то же время учитывать специфику отдельных жанровых групп – драматического, детского, музыкального театра, театра кукол и так далее. Мы уже разложили московские театры на группы, и их получилось достаточно много. После этого мы решили пойти дальше, поскольку внутри выделенных групп также есть различия. Скажем, существует драматический театр с разной историей – это тоже необходимо учитывать. Но еще раз подчеркну: вопрос о том, чтобы кого-то закрыть, не стоит. Это однозначно», - говорит представитель департамента культуры.
Александр Вилькин рассказал и о репертуаре театра «Вишневый сад». «Мы ставим нашу классику, наш русский психологический театр, зарубежную классику. И это фундамент, на котором это здание должно стоять. У нас есть и Шекспир, и Ионеско, и Беккет, и Мольер, и Гоголь, и Чехов, и Достоевский. Есть и современность, и развлекательные пьесы. Но это уже не является фундаментом. Есть и молодая режиссура. Нас часто обвиняют, мол, вот эти худруки узурпировали власть. Ничего подобного. У меня ставят спектакли и мои ученики. При этом, достаточно удачно. Я все время поддерживаю их инициативы в самостоятельных работах. Но вот чего бы я бы никогда не поставил, так это спектакли про пропаганду войны, межнациональных конфликтов, ненависти, сексуального инакомыслия, порнографии, педофилии. Этого я никогда не ставил и никогда не буду ставить. И так воспитываю своих учеников, если они хотят считаться моими учениками. И чтобы этому всему противостоять, должно быть очень сильное нравственное здоровье. И это не значит, что я занимаю такую ортодоксальную позицию. Я православный христианин. Поэтому все то, что противоречит двум основным законам развития жизни – «возлюби ближнего своего как самого себя» и «возлюби Господа Бога более самого себя», - я этого ставить никогда не буду», - заключил Александр Вилькин.
В свою очередь, художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев считает, что сегодня некоторые театры много лет мертвы, «а деньги получают, как живые». «И когда спрашиваешь, почему это происходит, тебе говорят: «Ну, так сложилось исторически». Я пришел в морально и технически устаревший театр, а сейчас в нем работают режиссеры с мировым именем, идут кассовые спектакли, мы выезжаем на гастроли за рубеж. Что еще надо сделать, чтобы «исторически» что-то изменилось? С одной стороны, это гордость, что денег нам дают столько же, сколько театру «Модерн», но на эту сумму мы делаем несравнимо больше. С другой, ужасно унизительная ситуация для театра, когда его заслуги не учитываются. Возможно, сейчас возникнет мысль увеличить нам финансирование – но только потому, что мы оказались в центре внимания. Это по сути неверно – нужна какая-то системность», - уверен Писарев.
Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок заявил, что помимо экономических, есть и другие критерии оценки. «Учредитель требует от нас, чтобы мы заполняли залы, чтобы театр ездил на гастроли и зарабатывал деньги. И я поддерживаю такую эффективность. Однако, помимо экономических, есть и другие критерии оценки – творческие. Не дай бог с точки зрения творчества нас начнут оценивать чиновники. Это недопустимо. Если театр ездит на зарубежные гастроли, номинируется на премии (как бы мы к ним ни относились), разве это не доказательство признания профессиональным сообществом заслуг театра?», - задается вопросом Крок.
Директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьев согласен с тем, что в данном случае нельзя говорить только об экономических показателях. «Творческое направление, без которого немыслима жизнь театра, целиком лежит на плечах художественного руководителя или главного режиссера. Поэтому, действительно, мы не имеем права полностью перевести работу театра на язык цифр. Прекрасно, когда в театре высокая посещаемость, но мы понимаем, за счет чего ее можно создать. Если завтра я попрошу Каменьковича (художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» - прим. ред.) ставить комедии и детективы, а еще лучше комедии с детективной составляющей, чтобы обеспечить эту самую посещаемость, то к чему придет театр? Кроме того, театр не может развиваться без эксперимента, однако эксперимент зачастую оборачивается финансовым неуспехом и с экономической точки зрения кажется нецелесообразным. Для того чтобы иметь право на эксперимент театру необходимо помимо «математической» системы оценки эффективности иметь еще и художественную», - уверен Воробьев.
Татьяна Поддубская
Подробнее в сюжете: Театр