На этой неделе в Колумбии разбился самолет, на борту были игроки бразильского футбольного клуба «Шапекоэнсе», их тренеры и журналисты. Для Бразилии, где футбол едва ли не религия, это был шок.
Спортсмены летели на соревнования. Катастрофа произошла уже на подлете к аэропорту. Погиб 71 человек. Однако шесть пассажиров после падения лайнера с высоты несколько тысяч метров смогли уцелеть.
Это сравнимо с чудом. Но подобное все-таки время от времени случается. Что же делать при авиакатастрофе? Как можно повысить шансы на спасение? Есть ли здесь какой-то алгоритм? Корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев спросил у тех, кому после самых разных трагедий в небе удалось остаться в живых.
10 октября, Амурская область. Вертолет с геофизиками из Новосибирска падает в безлюдном месте. Во время посадки машину буквально сдул сильный порыв ветра. На борту - 15 человек и оборудование. Ни один из пассажиров пристегнут не был. Выжили - все.
«Странное сравнение: как пельмени в кастрюле взять, закрыть и поболтать - неизвестно, кто куда полетит», - говорит Вилли Новосельцев.
23-летний Вилли Новосельцев после той аварии решил сменить работу, чтобы больше не летать на вертолетах. Сказать, что ему повезло, значит, ничего не сказать. Он отделался ушибами и даже куртку не порвал.
«Когда только-только вылез, я встал, оперся на колени, смотрю и повторял: да ладно, да ладно! Как это вообще?? Это везение, потому что я никаких действий не совершил в плане того, чтобы выжить как-то», - вспоминает Новосельцев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вторая жизнь, или есть ли способы выжить в авиакатастрофе
Существуют ли какие-то законы выживания в авиакатастрофе? Это пытаются выяснить, пожалуй, еще со времен первых полетов. К примеру, те, кто часто путешествует на самолете, порой дают советы: куда лучше садиться, чтобы спастись во время крушения.
Есть такое довольно стойкое убеждение: занимать места безопаснее всего в задней части. То есть, между крылом и хвостом. Логика такая - дескать, при ударе эта часть фюзеляжа разрушается в последнюю очередь.
Несколько лет назад к такому же выводу пришли американские журналисты. Они проанализировали авиакатастрофы с выжившими за последние полвека. Получилось, что большинство спасшихся (69%) в момент крушения действительно располагались ближе к хвосту самолета. Из тех, кто сидел в середине салона, выживало чуть больше половины (56%). Среди пассажиров бизнес-класса - это, как правило, передняя часть фюзеляжа, - и вовсе лишь 49%.
«Это блеф, потому что все, кто находится в самолете, начиная от самого рядового пассажира последнего салона и заканчивая командиром корабля, который находится в носу, все находятся в одной лодке», - подчеркивает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Катастрофа, которая подтверждает слова заслуженного пилота СССР Олега Смирнова. 1 января 2011 года. Сургут. Ту-154 готовится вылететь в Москву. Когда самолет уже выруливает на полосу, загорается двигатель, который расположен как раз в хвосте.
«Я услышала крики из конца второго салона «Пожар! Горим!» и увидела небольшие искры сверху фюзеляжа», - рассказывает бортпроводница Анжелика Гладкова.
Это потом старшего бортпроводника Анжелику Гладкову наградят за спасение пассажиров. Пожар охватил салон мгновенно. Погас свет, а люди устремились вперед, к выходам. В страшной давке стюардесса все-таки смогла открыть дверь, спустила надувной трап и начала выталкивать людей наружу. Горящий самолет она покинула последней. Еще через полторы минуты он взорвался. Анжелика говорит - спасла других и спаслась сама только потому, что в самолете ориентируется даже с закрытыми глазами.
«Разные расположения аварийных выходов я сама, в первую очередь, всегда изучаю для того, чтобы хоть как-то в какой-то ситуации, не дай Бог, ты что-то смог сделать», - отмечает стюардесса.
Многие считают, что безопаснее всего садиться рядом с запасными выходами. В пассажирских самолетах они, как правило, расположены над крыльями. Смысл таких рассуждений в том, что если самолет падает и не разрушается полностью, то, прежде всего, спасутся те, кто первыми смогут эвакуироваться.
Отчасти это помогло пассажирам Boeing 737, который разбился в августе 2008-го под Бишкеком. Из 83 человек уцелели 25. В основном те, кто быстро выбрался из горящего самолета. Это был рейс в Тегеран. Разгерметизация через несколько минут после вылета. Экипаж попытался вернуться и посадить лайнер, но не долетев самолет рухнул и загорелся. На борту находилась молодежная сборная Кыргызстана по баскетболу. Тренер Бахтияр Кадыров долго не мог поверить, что остался в живых.
«Все сразу резко началось: взрывы, удары. Огонь, паника, горим все», - вспоминает пассажир самолета Бишкек-Тегеран в 2008 году Бахтияр Кадыров.
Все же есть несколько непреклонных правил, которые во время крушения помогут или выжить, или свести к минимуму число погибших. Итак, правило №1: беспрекословно слушаться экипаж.
«В нештатной ситуации, серьезной, командир корабля выходит в пассажирский салон и дает информацию: что предполагается сделать и как нужно себя вести. Такая же информация дается командиром корабля и старшему бортпроводнику», - отмечает заслуженный пилот России Петр Марченко.
Правило №2: не паниковать и, если нужно, помогать экипажу соблюдать порядок в салоне.
«В воздухе надо паникера сразу осаждать, изолировать и так далее, и так далее. Потому что ограниченное пространство воздушного судна очень быстро бациллу паники распространяет по всему самолету», - подчеркивает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Наконец, правило №3, которым пренебрегают чаще всего: дресс-код. В самолет нужно садиться только в удобной одежде. Никаких высоких каблуков, тесных брюк или громоздких головных уборов. Все это мешает быстро выбираться из салона. При этом футболки и шорты тоже нежелательны. Ведь длинные рукава и штаны помогут защитить от ожогов или осколков.
Но ни одно из правил все равно не отменяет законов физики: силу притяжения, траекторию, скорость падения… Так что универсального средства спасения в авиакатастрофе пока не изобрели. Получается, каждая сохраненная жизнь - это чудо.