Ровно четверть века назад в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании Содружества независимых государств. Вместе с новым форматом политических и экономических отношений, в бывших советских республиках начали появляться и новые подходы к архитектуре. Смелые, не похожие друг на друга, национально ориентированные, новые градостроительные проекты стали «визитными карточками» обновленных столиц. Облик некоторых городов Содружества (например, Астаны и Баку) изменился за 25 лет до неузнаваемости.
«МИР 24» решил вспомнить, как трансформировался за четверть имидж главных городов СНГ, где теперь любят собираться их жители, какую альтернативу предложили скульпторы и архитекторы вездесущим памятникам Ленину и советским «хрущевкам» и какие всемирно известные архитекторы оставили свой след на постсоветском пространстве.
Астана 25 лет назад и сейчас – как раз тот случай, когда облик города можно разделить на «до» и «после». Настолько сильны контрасты.
Всего 15 лет назад архитектура на берегу Ишима была скудной, непритязательной и однообразной. Однако пейзажи старой Астаны стали быстро сменяться символами новой столицы. Особое место среди них занимают постройки лауреата Притцкеровской премии Нормана Фостера. Прежде всего, это пирамида «Дворца мира и согласия» и «Хан Шатыр» – гигантский шатер в центре города, особый химический состав которого позволяет поддерживать внутри здания комфортную температуру, не зависящую от резких перепадов степного климата.
Фото: Байдаулетов Арман, «Мир 24»
Фото: Попов Геннадий, Семехин Анатолий/ТАСС
Как известно, английский архитектор Фостер является большим поклонником сооружений Владимира Шухова. Тема гиперболоидной башни русского инженера была обыграна им в нескольких проектах, в том числе в знаменитом небоскребе «Сент-Мэри Экс 30» в Лондоне. Часто Фостеру приписывают и авторство монумента «Астана-Байтерек», построенного в Астане в 2002 году, на что, правда, сильно обижается казахский архитектор Акмурза Рустембеков. Несмотря на отсылку форм монумента к проектам инженера Шухова, автором одной из главных достопримечательностей современной Астаны является именно Акмурза.
Массовое строительство в молдавской столице практически прекратилось с началом независимости, поэтому долгое время почти любая новая постройка автоматически претендовала на звание достопримечательности.
Фото: Alexander Murvanidze/Wikipedia.com
Фото: Михаила Потырнике и Альберта Симановского /ТАСС
Одна из главных достопримечательностей современного Кишинева – здание торгового центра Атриум на улице Албишоара. В начале 1990-х это здание на два десятилетия превратилось в долгострой. Имидж Кишиневу долгострой создавал, мягко говоря, не самый лучший – незаконченное здание являлось самым высоким сооружением города, и торчало архитектурной занозой.
Несколько лет назад здание завершили. Причем к его окончательному оформлению привлекли всех жителей города – в Кишиневе был объявлен открытый конкурс, в рамках которого каждый житель города мог предложить свое название торговому центру.
Сегодня «Атриум» – одно из самых популярных мест столицы.
С 1984 по 2003 год на главной площади Бишкека стоял памятник Ленину. За выслугу лет Ильича перенесли на Старую площадь. А на его месте появилась скульптура крылатой женщины «Эркиндик», имя которой переводится на русский язык как «свобода».
В левой руке женщина Эркиндик держит тундук – круглый каркас киргизской юрты, который изображен также на флаге Кыргызтана.
Фото: Intergelpo, wikimedia.org
Бишкек в 2016 году – это мысль о грандиозной национальной архитектуре будущего. Сегодня город покрыт строительными ямами, площадками и котлованами, которые обещают превратиться в новые достопримечательности.
Архитектуре Минска не повезло больше других столиц бывших республик в Великой Отечественной войне – его исторический центр был почти полностью разрушен бомбами и снарядами. Однако на месте руин вырос город с основательной архитектурой «сталинского ампира».
Фото: Анна Тимошенко, «МИР 24»
Один из главных символов нового Минска – Национальная библиотека Беларуси. Второе ее название – «Минский бриллиант» (архитектурные формы библиотеки напоминают многим жителям Минска именно этот камень).
Самое известное здание независимой Беларуси попадало в топ самых необычных и самых уродливых зданий мира. А мощная иллюминация библиотеки позволяет видеть ночной «Минский бриллиант» из космоса.
Ереван – город монументальной скульптуры и монументальной архитектуры. Землетрясение, выпавшее в 1988 году на долю армянского народа, не внесло в жизнь города уныния и излишнего трагизма. Наоборот – Ереван сегодня активно застраивается современными зданиями, а старые кварталы расписывают уличные художники.
Фото: Шахбазян Мартин,Иванов Олег, ТАСС
Одно из самых туристических мест современного Еревана – это «Каскад». Монументальный ступенчатый склон с множеством фонтанов. Вода в этом каскаде падает из труб, которые образуют узоры, в том числе — традиционные символы Армении. Строительство «Каскада» было приостановлено из-за землетрясения в 1988 году. Однако, благодаря американскому меценату, «Каскад» был достроен в 2009 году, а на его территории открыт центр искусств, в котором выставлены работы Марка Шагала, Энди Уорхола и других известных художников.
Баку до создания СНГ и Баку сегодня – два совершенно разных города. Во всяком случае, с точки зрения архитектуры.
Баку – второй город в СНГ, где работала всемирно известный архитектор Заха Хадид (ее постройки также есть в Астане) – по проекту Хадид в Баку был построен центр Гейдара Алиева, президента Азербайджана с 1993 по 2003 годы. В 2014 году центр Гейдара Алиева был признан лучшим архитектурным проектом мира – постройка Хадид получила премию «Design of the Year».
Если в России и многих других постсоветских странах ковер вешают на стену, то в Баку из него делают шедевр современной архитектуры. «Музей ковра» в городе – это и есть знаменитое тканное изделие, воплощенное в металле и камне.
В мае 2013 года Ашхабад был в пятый раз включен в Книгу рекордов Гиннеса как «самый беломраморный город в мире». После образования СНГ, Ашхабад стал полигоном экономических, общественных и градостроительных инноваций. При этом город всегда оставался верным прошлому. Почти все новые здания Ашхабада, как и раньше, – это белоснежный мрамор.
Фото: David Stanley, wikipedia.org
Фото: Метелица Сергей,Мурадов К., ТАСС
В 2011 году в Ашхабаде открылся самый большой ЗАГС Туркменистана. Трехступенчатое здание дворца бракосочетаний украшает венец в виде нескольких восьмиконечных звезд, которые вбирают в себя шар диаметром 32 метра – символическую планету Земля.
Почти из любого центрального района Парижа видна Эйфелева башня, а из любого района Душанбе – флаг Таджикистана.
Флагшток, который был открыт в 2011,стал самым высоким флагштоком мира. Его высота – 165 метров.
Почти в 1,5 раза ниже этого флагштока другая новая достопримечательность таджикской столицы – комплекс «Душанбе Плаза». Его высота 92 метра.
Фото: Никита Кулаков,«Мир 24»
Город, в котором за 25 лет произошли, пожалуй, самые спорные изменения, это Москва. «Лужковская архитектура», которая пыталась скопировать имперский «сталинский стиль», вызывает множество споров до сих пор. И большинство критических оценок ее, увы, негативны.
Новые визитные карточки Москвы – монорельсовая система, небоскребы «Москва-Сити», восстановленный при Лужкове Храм Христа Спасителя. Новый имидж получили бывшие промышленные помещения, которые превратились в центры современного искусства: Винзавод, Красный Октябрь, Бахметьевский гараж.
Фото: Евгений Жуков / «МИР 24»
Фото: Кавашкин Борис,Пахомова Людмила, ТАСС
Главная новая архитектурная достопримечательность Ташкента – религиозная. Решение о ее строительстве подписал в 2013 году президент Ислам Каримов. Он же принимал готовый архитектурный шедевр, внутри которого разместился новый духовный центр Узбакистана.
Фото: Петр Королев, «МИР 24»
Фото: А. Варфоломеев, РИА Новости
Вместе с независимостью в Ташкенте появился и свой «Бродвей» - улица Сайилгох, на которой выставляют свои работы художники. Это, пожалуй, главная неофициальная достопримечательность обновленной столицы.
Алексей Синяков