22 станции, две линии общей протяженностью 54 километра. 25 составов ежедневно проделывают путь в 711 км. Подземка в Тбилиси дважды пересекает реку Куру, а самая глубокая станция – проспект Руставели, где расстояние от перрона до поверхности земли составляет 100 метров. Две станции тбилисского метро расположены на поверхности. Они и были первыми в числе тех шести, которые открылись в далеком 1996 году.
Тбилиси вошел в историю как четвертый город Советского Союза, где заработал метрополитен. Старт его строительству дал Сталин, хотя на тот момент в городе проживали 600 тысяч человек, а метро тогда было положено иметь лишь городам-миллионникам. Именно это и стало причиной того, что Хрущев чуть позже решил законсервировать строительство.
«Это стало для нас настоящим шоком, - вспоминает события тех дней руководитель строительных работ Абесалом Курашвили. – Мы уже все завершали, и вдруг из Москвы приходит приказ остановиться. Целый год мы работали практически подпольно, а затем первый секретарь ЦК Грузии все же уговорил Хрущева разрешить строительство. Тогда здесь работали лучшие инженеры и проектировщики. Быть метростроевцем было престижно».
Первые машинисты пришли работать в подземку с железной дороги. Отборочный конкурс проводили московские инструкторы. Из 40 человек отобрали 10, их и отправили на стажировку в столицу.
«Мы отправились в Москву и впервые в столице увидели прекрасные богатые станции метрополитена, - рассказывает первый машинист тбилисского метро Амброси Хихадзе. – Специфика работы машиниста на железной дороге и в метро разная. Чтобы работать под землей, нужно было преодолеть психологический барьер. В метро весь день по подземным лабиринтам необходимо было передвигаться».
Открытие метрополитена стало настоящим событием для Тбилиси. В вестибюле станции Руставели в ожидании первого состава собрались партийные руководители, герои труда и студенты-отличники. Первым посетителям метро заранее вручили специальные пригласительные билеты.
После торжественного открытия метрополитен стал главной достопримечательностью города. На чудо-поезда приезжали смотреть из регионов и соседних республик.
К концу 80-х планы по строительству метро были завершены наполовину, еще четыре новых станции нуждались в отделке, и по ним можно было пустить поезда.
Сейчас же они представляют интерес только для экстремалов. Тбилисские диггеры часто спускаются в заброшенные вестибюли, гуляют по тоннелям, заполненным по пояс водой.
По их словам, это настоящий адреналин, хотя и с риском для жизни, ведь зона отчуждения полна неожиданностей и неприятных сюрпризов. В случае какого-нибудь ЧП на помощь никто не придет, потому что мобильная связь на глубине не работает.
Тем временем за годы независимости весной 2000 года в Тбилиси открылась лишь одна новая станция.
Вскоре у грузинской столицы есть шанс получить от метростроевцев 23-ю по счету станцию под названием «Университет». Она тоже была в числе закрытых долгостроев, однако сейчас здесь работает техника и трудятся специалисты.
До завершения строительства осталось 15% от общего объема работ. На эти цели городской бюджет выделил 35 миллионов долларов, и если все пойдет по плану, то к лету 2017 двери этой станции распахнутся для пассажиров.