Как известно, одним из трагических последствий распада советской сверхдержавы оказались разрывы научных и высокотехнологичных связей. От крушения империи проиграли очень многие ученые и представители других профессий, которых можно уподобить «прекрасным и хрупким цветам в оранжерее».
Никто, правда, не отрицает, что многие из этих цветов своей оранжереей тяготились — по разным причинам, в том числе и обоснованным, порой уподобляли ее тюрьме или казарме. И предпринимали разнообразные усилия, дабы своими ростками эту оранжерею пробить. Ну, а когда пробили, то многие и замерзли — кажется, все-таки не в прямом смысле, не насмерть, но в профессиональном, научном смысле — да.
Сам собой разрыв таких связей, в общем-то, не заживает. А для лечения этих травм за последние четверть века делалось, конечно, же, недостаточно. Это понятно — куда интереснее убедиться, что кое-что таки-делалось, и особенно — делается теперь.
Так, чрезвычайно полезное дело обсуждалось в Высшей школе экономики (ВШЭ) на конференции на тему «СНГ: вопросы межстрановой работы с современным оборудованием в рамках формирования межгосударственной сети центров коллективного пользования». Этому начинанию седьмой год.
Суть дела проста: в странах СНГ (прежде всего, в России, но не только) имеется немалое количество современного, дорогого и уникального научного и технологического оборудования. Которое, в силу своей уникальности, сложности и узкой специализации, далеко не всегда используется с полной загрузкой. А тем временем каким-то коллегам-ученым, в том числе из братских стран, его позарез не хватает.
Надо учиться использовать дорогую технику сообща, всем миром, перенося принципы «товарищества по обработке земли» на высокие научные этажи. Кстати, это отнюдь не является особенностью только постсоветского пространства. Тот же европейский адронный коллайдер, например, находится в коллективном пользовании массы ученых мира. Но приходится признать, что в условиях СНГ, да еще на фоне экономического кризиса необходимость разумного применения неких общинных навыков особенно актуальна.
Начало такой кооперации было положено в мае 2010 года, когда совет глав правительств СНГ принял межгосударственную программу инновационного сотрудничества на период до 2020 года. Координатором программы стало Россотрудничество, а головным разработчиком — ВШЭ. И в этих рамках, в частности, началось создание центров коллективного пользования (ЦКП) оборудованием.
Каково положение на сегодняшний день? Как рассказал начальник отдела департамента науки и технологий Минобрауки РФ Евгений Мастерских, на начало 2016 года в России функционировало около 370 ЦКП, в большинстве своем — в научных и образовательных учреждениях. Там находится порядка 7 тысяч единиц оборудования на общую сумму около 55 млрд рублей. Занято в этих центрах более ста тысяч человек, из которых более половины имеют ученые степени.
За 2015 год центрами было оказано услуг на общую сумму около 8,6 млрд рублей. Организаций-пользователей было около 4 тыс. Это признано недостаточным. Особую же тревогу внушает тот факт, что средний возраст приборов приближается к восьми годам — а речь-то идет об уникальном научном оборудовании. Так что радужных картин никто не рисовал.
Средств на модернизацию оборудования у его владельцев тоже, конечно, недостаточно. Из госбюджета на эти цели выделяется около 1 млрд рублей в год, чего явно не хватит. Средняя загрузка оборудования в ЦКП составляет около 60%, несмотря на коллективное пользование. Следует привлекать новых пользователей, в том числе в интернете. Кстати! На 1 декабря на вновь созданном портале зарегистрировано уже 515 центров коллективного пользования и уникальных научных установок.
В настоящее время Россия предложила услуги по коллективному использованию в рамках БРИКС и АТЭС. Определенный интерес проявлен.
Есть существенная разница между центром коллективного пользования и уникальной научной установкой. Если с установкой все более-менее ясно, то ЦКП — понятие весьма широкое. Строго говоря, там может и оборудования-то какого-то особенного не быть — но могут быть поистине уникальные мозги.
Об одном из таких центров рассказала его руководитель — исполнительный директор ООО «ИФАРМА» Наталья Востокова. В ее коллективе собрались достаточно молодые, но весьма продвинутые ученые, которые успешно оказывают помощь разработчикам новых лекарств. Помощь не столько оборудованием, сколько наработанными навыками прототипирования, биомедицинских сервисов, доклинических и клинических исследований. Работы ведутся по 35 препаратам, из которых 15 уже используются для лечения. Коллеги приезжают со всей России, и Востокова готова и желает поработать с СНГ.
Фото: Рамиль Ситдиков, РИА Новости
Работает коллектив Востоковой в Сколково. Именно там, вероятнее всего, расположится оператор межгосударственной сети ЦКП. Представитель технопарка «Сколково» Денис Медведев высказал желание довести число центров до 10 тысяч. Сейчас их в Сколково 44, и в цокольном этаже нового технопарка будет еще 23. В Сколково же базируется фирма СМА — как рассказал ее директор Владимир Шкловер, его коллектив занимается техническим сервисом сложных приборов и осуществляет инжиниринговые проекты при создании сложных технических лабораторий.
Гость из Беларуси, директор центра конструкторских разработок «Инженерный катализатор» Олег Кондрашов рассказал, что оказывает помощь стартапам в сфере машиностроения, металлообработки и материаловедения. Беларусь — традиционный сборочный цех СССР, но Кондрашов и его коллеги достигли здесь вершин. У них превосходное оборудование и организация, и если для того, чтобы переделать экспериментальную деталь на заводе, может потребоваться две недели и больше, то в «Инженерном катализаторе» это занимает 15 минут.
Молодых изобретателей учат не только инжинирингу, но и менеджменту. «Вероятность успеха стратапа составляет примерно 0,5%, - рассказал Кондрашов. - Мы увеличиваем эту вероятность до 5%».
По скайпу казахский коллега, заведующий лабораторией НИИ фундаментальной и прикладной медицины имени Атчабарова Адай Амирбеков рассказал о том, что в Казахстане действуют два продвинутых центра: в Алма-Ате занимаются молекулярной генетикой, а Караганде — микробиологией. Замдиректора Института синхротронных исследований Артцрун Саргсян, также по скайпу из Еревана поведал о развитии проекта в сфере ядерной физики. Все коллеги готовы сотрудничать в рамках СНГ. Было выражено большое сожаление, что из программы сотрудничества вышла Украина, но этого вряд ли можно было избежать.
Участники конференции приняли резолюцию, в которой поддержали решение о создании межгосударственной сети центров коллективного пользования СНГ. В качестве первоочередных задач выделены создание единого классификатора научной деятельности, оборудования и уникальных научных установок в Содружестве, а также интернет-портала всей сети.
Нормативно-правовая база для создания сети ЦКП СНГ непрерывно совершенствуется. Хотя с финансированием, как было отмечено, простых решений нет: «с иллюзиями, что государства будут платить за все, надо распрощаться».
Леонид Смирнов