18:37 12/01/2017

Кино как шаманизм: самые яркие высказывания Ренаты Литвиновой

Критики и обыватели любят складывать о ее жизни легенды и мифы. Какими только эпитетами не характеризуют ее при этом: «жеманная чудная блондинка», «странная инопланетянка», «инородное тело». Одни восхищаются ее манерностью, экспрессивной жестикуляцией и стилем а-ля Марлен Дитрих, другие – ставят ей все это в укор.

Это означает, что и тем, и другим одинаково интересно узнать, какая она настоящая – не на подмостках театра и съемочной площадке, а в повседневной жизни. Сегодня Рената Литвинова отмечает свой юбилей. Известно, что она решила отпраздновать его в очень узком кругу: намеренно уехала из Москвы вместе с мамой, дочерью Ульяной и несколькими близкими людьми. «МИР 24» собрал самые хлесткие и интересные фразы очаровательной и талантливой актрисы, режиссера, сценариста и иконы стиля Ренаты Литвиновой.

О детстве, школе, юности и учебе во ВГИКе

«Я, когда ко мне кто-нибудь приходил в гости, — а ведь тогда это было ужасно, что у меня нет отца, — вешала дедушкин плащ в прихожей и шляпу. И всегда говорила, что «папа поздно придет». Мне кажется, все знали, что вру, но я упорно держалась своей версии».

«Счастливое детство кончилось, когда заболел мой дедушка и умирал, и меня отправили не к нему с бабушкой, а в пионерский лагерь в Грузию. А там постоянно играли в «Зарницу». Это как военный лагерь — то штаб охранять надо, то строем ходить, то на кружок барабанщиков. И провела я этот месяц почти все время на гауптвахте».

«Учительница по русскому и по литературе была у нас очень ироничная женщина. Ей нравилось оставлять меня после уроков и тренировать, как факультатив, не по литературе, а как правильно выжимать тряпку во время мытья пола. По ее словам, чтобы он был чистым и не залитым водой, тряпка непременно должна быть выжата как-то по-особенному, жгутом таким. Но жгут этот у меня не получалось сделать как следует. И еще она учила мыть окна мокрыми газетами. И, конечно, расстраивалась, глядя на меня. Она, как моя бабушка, говорила: «Что с тебя будет?»

«Я очень страдала, учась в школе, и пребывала в полном счастье, попав во ВГИК. Посему я не общаюсь со своими одноклассниками и никогда не была на сайте одноименном, кстати. Но люблю свой институт. Это самый лучший институт, на мой взгляд. Мои профессора были интеллигентными, образованными, творческими людьми. Я как будто попала в оазис — на актерских факультетах учились красавцы и красавицы, на операторских — настоящие парни, на режиссерских — тонкие страдающие души, и прочее, и прочее. Счастливое было время».


Фото: Савинцев Федор,ТАСС

О жизни, старости и смерти

«Старость – несправедливый процесс, потому что внутри мы не стареем. Ты дряхлеешь, чувствуешь усталость, но в тебе горят те же страсти».

«Я трактую жизнь как один сплошной страх, которому надо идти навстречу и не избегать страданий, именно для этого и дана нам жизнь, в которой надо не потреблять, а отдавать, любить. Смысла в жизни нет, каждый его назначает себе сам. Поэтому мой смысл — любить. И не только себя и своих родственников. А кого-то, с кем можно не разделять на хорошее и плохое. Я верю в любовь до гроба и после гроба».

«Все мы будущие мертвые. Я не разделяю темы жизни и смерти, они очень близки. Самое верное отношение к смерти у детей – они не думают, что когда-нибудь умрут, уверены в своем бессмертии».

О кино – своем и чужом

«Кино для меня — шаманизм. Я считаю, что цель кино — показать свою личную версию этой жизни, сны, а не какую-то бытовуху, потому что, когда вы выйдете из кинотеатра, она и так шибанет вас по голове».

«Я сижу в нише камерного артхауса, и меня это устраивает – делать независимое кино за крошечные деньги. Я делаю кино для себя, а если оно еще кому-то понравится, - это огромное дополнительное счастье».

О деньгах

«Я часто боюсь узнать, сколько у меня осталось денег. Я даю в долг, изначально понимая, что не вернут. Но мне некомфортно быть кому-то должной, и я никогда не брала кредитов. Я, конечно, растратчица. Мое максимально практичное решение – снять фильм на последние деньги».

«Не понимаю, почему все ненавидят кризисы. Только представьте: у вас кончились все деньги, пустой холодильник. В этом нет ничего разрушительного, наоборот - с чистого листа начинаешь. В этом нет ничего разрушительного. Для меня это наоборот, как будто у тебя выливают старую ужасную кровь и загоняют туда новую. Я это обожаю».


Фото: ТАСС

О любви и вере в Бога

«Влюбленность и любовь — две совершенно разные истории. Влюбленность мимолетна, влюбившись, ты постоянно находишься в приподнятом состоянии. С любовью, понимаете ли, сложнее. Любовь никогда не может быть краткосрочной, годы и годы она держит нас. Она не может сопровождаться обидами, потому что это абсолютно жертвенное чувство. Как приговор. Вот тебя приговорили, и ты всегда будешь все прощать любимому человеку».

«Тот, кто любит, любим Богом. Ведь он становится тем самым, каким Господь и просит всех быть».

Судьбы кинокрасавиц

«Я все время в поиске, я в процессе. Не могу сказать, что я прямо воцерковлена. Да, я крестилась, мне было 16 лет, и я все время нахожусь в таком поиске. Но мне кажется, что это дозволительно».

«Кто сказал, что любовь — это только удовольствие? Конечно, в ней есть моменты эйфории, блаженства, но одновременно — это боль, которая с тобой всегда. Зато тебе дано увидеть что-то».

«Очевидцы рассказывают, что бывают же счастливые финалы — живут по пятьдесят лет вместе и никогда не разлюбляют друг друга, и не предают, и не жадничают, а жертвуют. И не дерутся, не попрекают, а когда смерть приходит, то забирает их друг за дружкой. Хорошо бы такую любовь всем пожелать. А ведь такая любовь есть. Я точно знаю».


Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Справка:

Рената Литвинова написала сценарии к 14 фильмам, срежиссировала семь и снялась в 34-х. Ее последняя режиссерская работа - киноальманах «Петербург. Только по любви» - вышла в прошлом году. Кинокартины «Богиня. Как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» - две полностью авторские работы Литвиновой – в них она выступила как сценарист, режиссер, продюсер и актриса. Также в ее послужном списке - несколько клипов певицы Земфиры и книга «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии.