На Новой сцене Александринского театра премьера – спектакль «Баня» по одноименной пьесе Владимира Маяковского. Это первая работа Николая Рощина в качестве нового главного режиссера театра. В его трактовке произведение не потеряло сатирического настроения, правда, утратило привязку ко времени.
Первая сцена – художественная приемка спектакля, интермедия с худсоветом, отсылка к началу XX века. Авторский текст Рощин позволил себе изменить и отказался от 40% диалогов. На его взгляд, они настолько пронизаны реалиями начала прошлого века, что не будут понятны современному зрителю.
«Существует проблема, которую мы стараемся решить – соответствовать ритмам и масштабу текста Маяковского», – отмечает режиссер.
Всеволод Мейерхольд сравнивал пьесу Маяковского с произведениями Мольера, Пушкина и Гоголя, называя ее «величайшим событием в истории русского театра». Сам автор определял жанр «Бани» как сатирическая пьеса с цирком и фейерверком. Николай Рощин заменил цирк световыми и дымовыми спецэффектами.
«Самое сложное для меня в восприятии данного материала – это ощущение сатиры, форма ее подачи, соотношение материала с фоном нашей сегодняшней действительности», – поясняет заслуженный артист России Виталий Коваленко.
Атмосферу начала века дополняют костюмы. Футуристические комбинезоны, элегантные платья и строгие пиджаки чиновников-бюрократов несколько месяцев шили по эскизам модных журналов того времени. А вот платье главной героини – фосфорической женщины – просто купили в ближайшем торговом центре. По Маяковскому она почти наш современник, прилетает из 2030 года.
Новая постановка «Бани» приурочена к 100-летнему юбилею поворотного для России 1917 года. Кроме спектакля по Маяковскому, на основной и новой сценах театра в этом году покажут революционную «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского и футуристическую «Победу над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых.
Подробнее в сюжете: Театр