Как это ни печально, в мире продолжают разрушаться и гибнуть культурные ценности — одно вторжение боевиков-фундаменталистов ИГ (деятельность группировки запрещена в России) в Пальмиру чего стоит. Правительства цивилизованных стран и общественные организации пытаются что-то с этим сделать. Но существует и глубоко пессимистический взгляд на вещи — дающий жизнь идеям, воистину неожиданным.
Инициатива, с которой выступили двое российских физиков — доцент МИФИ Александр Павлов и ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров, родилась не на пустом месте. Авторы — два умудренных жизнью человека — не склонны верить в преданность земных правителей культуре. Исходя из этого, они предлагают спрятать наиболее ценные предметы культуры на Луне!
Спрятать — не затем, чтобы их больше никто не видел. Павлов и Багров, переживая за судьбы культуры, являются оптимистами в другом — они верят в то, что Луна будет людьми освоена в течение предстоящего века, и настоящие ценители культуры смогут посещать ее. Но только те, кому это действительно нужно.
Тогда — почему именно Луна? На проходивших в МГТУ имени Баумана Королёвских чтениях авторы изложили свои аргументы.
Александр Павлов напомнил высокому собранию, что губительные процессы разрушения культуры продолжаются: террористы взрывают Пальмиру, подобно тому, как аналогичное движение «Талибан» (запрещено в России) взрывало статуи Будды в Афганистане, а тем временем даже в высокоразвитой Италии недавно случилось землетрясение, которое повредило древние храмы.
Но и в бесчисленных музеях картины постепенно стареют и портятся, реставрация далеко не всегда проходит безвредно. А в городах то и дело сносят исторические здания, заменяя их новоделами или даже не заменяя.
«Приходится констатировать, что возможности длительного сохранения культурных сокровищ человечества на Земле сильно ограничены, - подчеркнул Павлов. - Луна — гораздо более подходящее место для использования в качестве гигантского музея и одновременно сейфа».
Так вот, Луна привлекла авторов идеи, по меньшей мере, двумя свойствами. Во-первых, что очевидно, туда ограничен доступ. При нынешнем положении дел, он, правда, настолько «ограничен», что никакого рационального или полезного использования Луны пока не наблюдается и серьезно не планируется.
Но авторы убеждены, что так будет не всегда. Уже где-нибудь через полвека лунно-земное сообщение будет налажено. Это сообщение, естественно, всегда будет ограниченным. Есть надежда — у авторов достаточно твердая — что на Луну не попадут ни спонтанные вандалы из числа люмпенов, ни сумасшедшие, которые порой порываются обливать картины кислотами — ни жестокие религиозные фанатики. Даже если таковые фанатики на Земле будут продолжать воспитываться.
То, что они будут — авторы готовы допустить с гораздо большей вероятностью, чем то, что кто-то из вандалов сможет заполучить дорогой и дефицитный билет на Луну. Этот момент — немножко спорный. Но, что ни говори, Луна — действительно, не современный Париж, давно ставший Вавилоном.
Есть более сложный вопрос: а как же люди-то будут знакомиться с культурными ценностями? Обычные люди — не забулдыги с окурками, но и не миллионеры? И вот здесь выступавший высказал довольно жесткую мысль из разряда «горькой правды». Если человечество действительно хочет сохранить свои бесценные творения, ему придется ограничить их непосредственный контакт с людьми.
Ограничить, опять-таки, цивилизованным путем. Те, кому на самом деле очень важно увидеть подлинную Джоконду, смогут совершать для этого лунные путешествия — один или несколько раз в жизни. Нужно продумать механизмы, как сделать, чтобы это было все-таки не только для богатых.
Это не так просто — как и вообще непросто будет обеспечить международный правовой режим управления лунными музейными комплексами. Нужно принять массу законов под эгидой ООН и ЮНЕСКО — увы, в наши дни имена этих международных организаций звучат совсем не так горделиво, и надежда, условно говоря, на «голубые каски» весьма невелика.
«К сожалению, с 1969 года формирование космического законодательства затягивается, - отметил докладчик. - И оно находится, на самом деле, в зачаточном состоянии».
Но, как бы то ни было, это хоть физически возможно. Не вечный двигатель.
Для большинства же человечества — на Земле останутся многочисленные и высокопрофессиональные копии. С этим больших проблем не будет. Вывезти на Луну предлагается, естественно, небольшие по размерам и «хрупкие» предметы — картины, прежде всего. Как и шедевры из мрамора, керамики, стекла, древние рукописи и книги.
С архитектурой наблюдается обратная картина. Естественно, никакие здания разбирать и увозить в космос никто не будет. И все тяжелейшие, увы, проблемы их сохранения останутся с землянами. Однако, на Луне имеется полная возможность создания копий любых архитектурных ценностей из прочных лунных пород.
И вот здесь мы подходим к другой стороне проблемы. Не только в том видится авторам ценность Луны, что она удалена от Земли на разумное, будем считать, расстояние в 400 тыс. км. Но и в том, что там условия для хранения, оказывается, просто великолепные.
Атмосферы — нет. Соответственно, осадков и влажности — никаких. Сейсмической активности — никакой. Наводнения и землетрясения абсолютно исключены. Бактерий тоже нет. Даже опасность падения астероидов на Луну гораздо меньше, чем на Землю, поскольку Луна сама гораздо меньше. И — совершено стабильный грунт, базальт на сто километров в глубину.
Еще один важный момент: авторы убеждены, что на Луне будут разрабатываться полезные ископаемые. Там много ценных для земной индустрии элементов, прежде всего, титана и магния. Ископаемые эти рассеяны в лунном грунте. Но добыча их возможна при условии первичной переработки этого базальта на месте.
В результате неизбежно образование глубоких шахт и туннелей. Вот там-то и можно расположить превосходные хранилища практически любых объемов. Музеи получат площади, о которых даже самые богатые из них на Земле и мечтать не могут. Это позволит обойтись без разделения на выставочные залы и запасники, свободно выставить все коллекции.
А заодно — из базальта же — построить копии любых земных зданий и сооружений, хоть существующих, хоть утраченных. Строительный материал отличный, слабое лунное притяжение только облегчит работу. Естественно, предполагается, что и горные, и строительные работы будут высоко автоматизированы, что позволит обойтись без завоза необразованных «гастарбайтеров». А будущие промышленники смогут стать меценатами и профинансировать, хотя бы частично, культурную составляющую.
«Обратите внимание на беспрецедентную стабильность лунных построек. Мы говорим не о тысячах и миллионах, а практически о миллиардах лет, когда там ничего не будет ломаться и разрушаться, - подчеркнул Александр Павлов. - А снаружи эти постройки будут защищены от космической радиации толстым слоем поглощающих материалов, имеющихся на месте».
Присутствующие в зале музейные работники энергично протестовали против высказанных идей. Они подчеркивали, что, во-первых, культурные ценности – все-таки, достояние Земли, а не Луны. А во-вторых, надежные хранилища и на Земле имеются — те же склады Росрезерва, хотя бы. Все же не так далеко везти.
Как предположил в беседе с корреспондентом «МИР 24» Александр Багров, служители культуры были просто ошеломлены новыми идеями и не поняли, какие перспективы перед ними откроются.
«Именно на Луне удастся обеспечить широкий доступ всех людей к музейным ценностям, - подчеркнул ученый. - На Земле музеи были построены сотню, а то и больше, лет назад, по старым технологиям. На Луне музеи будут строиться по новому: экспонаты будут выставляться не в стеклянных витринах, а размещаться за стеклянными стенами, за которыми будут поддерживаться благоприятные для них условия. Люди при этом будут находиться в условиях вполне «людских».
Но это как раз тот спор, который разрешить сможет только время.
Леонид Смирнов