В Молдове снизился уровень домашнего насилия. Однако в приютах по реабилитации агрессоров свободных мест нет. С чем это связано, выясняла Елена Кирка.
Татьяна ждет решения суда. Женщина надеется вернуть детей, которых сейчас воспитывает бывший муж - с ним она судится уже три года. Развестись решила из-за систематических побоев.
«Я терпела, думала, он изменится, но все было только хуже. Взяла кредиты для него на свое имя, все деньги, что зарабатывала, должна была отдавать ему. А если не подчинялась, он бил и унижал меня, разрушал психологически. После развода забрал у меня детей, мы видимся с ними только в школе», - признается пострадавшая.
Не все пострадавшие от насилия могут самостоятельно справиться с проблемой. Обращаются к специалистам. Например, Марчела в приюте оказалась недавно. Побои матери-алкоголички терпела с детства, сюда пришла даже без документов.
«Мамин сожитель бросил нас, вынес из дома все имущество, и мама начала пить. К ней приходили соседи, они тоже были пьющие. В доме есть было нечего, утром в школу шли голодные, кто-то из детей делился с нами, кто-то говорил, пусть тебе родители купят. Когда мать выпивала, била нас сестрой. Она спать хотела, а мы голодные, плачем. Она пьяной была, не понимала», - вспоминает воспитанница.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Жертвы домашнего насилия в Беларуси получили шанс на спасение
В центре сейчас 18 пострадавших: восемь мам и десять детей. Распорядок дня и заботы те же, что и в обычной семье, готовят еду, убираются в комнатах.
«Пострадавшие женщины приходят к нам добровольно. Мы заключаем с ними контракт, изначально на два - три месяца. В зависимости от тяжести состояния мы можем продлить его до полугода. После мы отслеживаем судьбу, помогаем разработать план на дальнейшую жизнь - найти жилье, устроиться на работу. Есть случаи, когда возвращаются в семьи к агрессору...для детей или потому что жить негде, и потом опять просят нас о помощи», - делится директор приюта для женщин города Каушаны Татьяна Осадчи.
Перевоспитать агрессора сложно. Поэтому семейные скандалы часто заканчиваются преступлениями. Только в женской тюрьме Руска за попытку защититься от мужей-обидчиков сейчас отбывают срок около 30 женщин.
Тем не менее, в полиции говорят: за последний год количество случаев домашнего насилия сократилось на 12%.
Спрос с обидчиков стал строже после изменений в законодательстве. Если раньше за незначительные побои агрессор мог отделаться просто штрафом, то теперь рискует получить административный арест или общественные работы.
Специалисты говорят: помочь жертвам домашнего насилия можно. Но пострадавшие должны сами своевременно обращаться в полицию.
Подробнее в сюжете: Криминал