<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
На телеканале «Мир» с 18 февраля начнется показ легендарного многосерийного фильма «Спрут». В 1980-е за приключениями бесстрашного комиссара Каттани, начальника криминальной сицилийской полиции, следила вся страна. Теперь зрители смогут увидеть любимую картину в высоком разрешении. По случаю премьеры «МИР 24» решил вспомнить, какие зарубежные фильмы о мафии особенно полюбились российскому зрителю.
Двадцатые годы, Нью-Йорк. Молодой драматург Дэвид Шайн написал пьесу «Бог наших отцов» и предпринимает безуспешные попытки поставить ее в театре, после чего знакомится с Ником Валенти – страшным криминальным авторитетом, который готов стать покровителем юного графомана. Деньги он может дать при одном условии – в постановке обязательно нужно задействовать Оливию – сексапильную, глупую стриптизершу и абсолютно бездарную танцовщицу с писклявым голосом, мечтающую стать настоящей актрисой. Оливия приходит на репетицию в сопровождении своего охранника – мрачного, неотесанного типа по имени Чич, чья невозмутимость резко контрастирует со всем театральным миром, похожим на балаган.
Режиссер Вуди Аллен, разумеется, не был очевидцем 20-х годов, но театральную и гангстерскую линии он совмещает с таким мастерством, что кажется, будто он и правда жил в то время. Аллен создал фильм в один из тяжелейших моментов своей жизни, в 1993 году, когда на него обрушились обвинения в изнасиловании собственной приемной дочери.
Сразу после выхода фильма кинокритики сошлись во мнении, что Чич - единственный персонаж фильма, которого Аллен наделил настоящим даром. Режиссеру импонирует именно гангстер, лишенный фальши театральной жизни, а не самодур-интеллигент Дэвид, вообразивший себя гениальным драматургом. С этим сложно спорить: пьесу Дэвида талантливо переписывает именно Чич, а не кто-либо другой. Так режиссер сталкивает два противоположных мира – бандитский и интеллигентский. Это совмещение и позволяет создать головокружительный сюжет, по мотивам которого на театральных подмостках всего мира и сегодня ставят мюзиклы и другие постановки.
Фрэнсис Форд Коппола однажды сказал: «Добрым словом и револьвером можно добиться гораздо большего, чем только одним добрым словом». Этой фразой можно охарактеризовать большую часть фильмов режиссера, в том числе культовую киносагу «Крестный отец».
С момента выхода фильма прошло больше 40 лет, но негласный статус лучшего гангстерского фильма до сих пор принадлежит этой картине. Отчасти вечным ее делает то, что на фоне криминальных разборок главные герои живут, как привыкли, их семейные церемонии никто не отменял – они ссорятся и мирятся, празднуют свадьбы, навещают родителей в больнице.
Еще вчера Майкл Корлеоне был скромным солдатом, а сегодня он без колебаний стреляет в лоб собеседнику за столом. Пожалуй, ни один другой фильм про мафию не показывал так тонко преодоление невидимой черты, переступив которую становишься преступником и не придерживаешься никаких морально-нравственных принципов. Это вторая причина, по которой зрители всего мира с упоением продолжают пересматривать «Крестного отца».
Появление фильма вывело американский кинематограф на новый уровень – пришла эпоха блокбастеров, делающая ставку на капиталовложения, способные приносить огромную прибыль. Известно, что картина Копполы обогнала даже коммерческих лидеров проката - «Унесенных ветром» и «Звуки музыки». Некоторые сцены фильма стали классикой и множество раз пародировались в других лентах, а одна из них – сцена с отрубленной головой лошади - даже вошла в реальную жизнь. После выхода «The Godfather» итальянские гангстеры начали подкладывать головы лошадей, козлов и ослов неуступчивым людям, предупреждая их таким образом о возможной опасности.
Сразу же после выхода в широкий прокат «Крестный отец» получил премию «Оскар» за лучший фильм года, лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Марлон Брандо в роли главы мафиозного клана Вито Корлионе).
Фильм снят в годы, когда США накрыла очередная волна преступности. Изначально фраза «лицо со шрамом» была кличкой Аль Капоне – известного американского гангстера, который действовал в 20-30-е годы на территории Чикаго – в молодости его трижды ударили ножом по лицу. Правда в фильме Аль Пачино играет не самого Капоне, а кубинца Тони Монтане - в чертах вымышленного и реального героя зрители и сегодня любят находить сходство.
Фильм повествует о событиях 1980 года: большое число кубинских беженцев пересекает американскую границу в районе Мариэльской гавани и оседает в Майами. Многие из них считаются неугодными правительству Фиделя Кастро политиками или попросту «отморозками». Среди них оказывается и главный герой фильма - юноша по имени Тони Монтана.
С виду он – неотесанный хам, но на деле имеет нетипичный взгляд на действительность и оказывается рассудительнее большинства окружающих. Под лицом со шрамом он будто бы скрывает свое человеческое сердце и хитрый ум. Когда на него обрушиваются деньги, власть и наркотики, он все чаще теряет самоконтроль. В конце фильма Монтане предстает потерянным, бессмысленно разрушающим себя персонажем – все его былые ценности уже ничего не значат.
Роль Тони Монтана считается одной из лучших в карьере Аль Пачино, и ее успех он как-то раз объяснил понятностью своего героя для зрителей.
«Каждый может ассоциировать себя с Тони. Это тема стремлений, желаний, знакомая всем. Мечта сделать из себя что-то стоящее. А насилия там не больше, чем в пьесах Шекспира», - сказал Пачино.
Простой бостонский паренек из бедной ирландской семьи Колин Салливан с раннего детства ощущал, что находится под покровительством Фрэнка Костелло, главного босса ирландской мафии Бостона. Фрэнк не просто так учит Колина жизни и отправляет его учиться в элитную полицейскую школу: после учебы Фрэнк сделал его своим осведомителем. Другой герой фильма Билли Костиган – мальчик из благополучной семьи, который также учится на полицейского и действительно хочет им стать, чтобы реально ловить всяких негодяев.
Оба сталкиваются лицом к лицу, когда в полиции, где работает Колин, понимают, что в их рядах завелась «крыса» - они решают отправить в мафиозную группировку своего агента, и она отвечает тем же. Колин работает на мафию со значком копа, а Билли внутри мафии работает на полицию «под прикрытием». Оба страшно рискуют, ведь каждого могут разоблачить в любой момент.
В 2007 году картина была отмечена статуэтками «Оскар» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж».
Алла Смирнова
Подробнее в сюжете: Новости кино