13:48 03/03/2017

За что мы любим комиссара Каттани

Культовый телесериал конца 80-х «Спрут», который идет сейчас на телеканале «МИР», привлек внимание не только телезрителей, но и психологов, культурологов, кинокритиков. Он всколыхнул целый пласт воспоминаний и переживаний, заставил переосмыслить роль этого кино в формировании целого поколения — тех, кто тогда были мальчишками и девчонками, а сейчас составляет именно ту часть населения, которая принимает значимые для общества и экономики решения.

Народный телегерой на реальной войне

— Весь сериал целиком, со сложной сюжетной линией и совершенно непредсказуемым сюжетом, был для советского телезрителя тогда, в 80-е годы прошлого века, сродни разорвавшейся бомбе, — говорит клинический психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Мария Зверева. — Героев фильма обсуждали, женщины просили сшить платья «как у Эльзе», жены комиссара Каттани, мужчины втайне хотели быть похожими на него самого, люди «узнавали своих», упомянув лишь несколько слов или фраз из сериала.

Комиссар Коррадо Каттани действительно стал настоящим народным героем, олицетворением справедливости, мужества и неподкупности, а для женской половины еще и символом мужской красоты. Он мгновенно превратился в кумира многих советских женщин. В его отношениях со всеми женскими персонажами чувствовались неподдельные эмоции. В особенности, по отношению к жене и дочери. «Рыцарь без страха и упрека» — вот кем Каттани стал для зрителей. Все его существование направлено на достижение одной цели – справедливости. По пути к этой цели, отважный полицейский теряет всех близких, родных ему людей и друзей, однако не сдается и идет до самого конца. Он действительно выдерживает все испытания и с честью погибает, одержав победу.

Для мужской части населения было интересным разглядеть в подробностях и условия, в которых существует итальянская полиция. В сериале достаточно детально показана вся итальянская система правления, даже сегодня можно проводить некоторые аналогии. На тот момент методы работы советской милиции, показанные в телевизионных фильмах, например, таком как «Следствие ведут знатоки», были совершенно иными и отличными от того, что зрители увидели в «Спруте». Многие советские телезрители впервые узнали о существовании целой запутанной судебной системы со своими особыми правилами игры. Мафия, наркотики, убийства, интриги — все показано как настоящая суровая реальность.

Интересно, что сам образ актера Микеле Плачидо, исполнявшего роль бесстрашного комиссара, у советского телезрителя стойко слился с этой ролью. Именно любовь советского телезрителя к комиссару Каттани помогла Плачидо предотвратить конфликт на съемках в Средней Азии в 1991 году. Тогда киногруппа, возвращаясь со съемок фильма Владимира Бортко «Афганский излом», оказалась в эпицентре столкновения двух агрессивно настроенных групп людей. Микеле Плачидо тогда вышел из танка и смог успокоить враждующих: любимого комиссара Каттани послушались обе стороны.

Рождение «темного рыцаря»

— «Спрут», как и «Коломбо» — два классических сериала, которые можно смело называть отцами-основателями современной телевизионной драматургии, — сказал известный кинокритик, основатель викторины «Кинофан» Егор Москвитин. — Но если «Коломбо» — это предтеча так называемых «процедуралов» (сериалов, где каждую неделю герои решают новую производственную задачу), то «Спрут» стал фундаментом драм с горизонтальным сюжетом. То есть таких историй, в которых персонажи развиваются от эпизода к эпизоду, нарушая привычный для телевидения статус-кво.

Комиссар Каттани — это фигура, на которую сегодня с равной степенью равняются и герои, и антигерои. Его судьба похожа на античную трагедию, его характер предельно сложен, а его одержимость местью ведет к саморазрушению. Это важная черта, потому что из-за нее вместо привычного рыцаря без страха и упрека мы можем наблюдать одного из первых на ТВ «темных рыцарей» — положительных героев, терзаемых внутренними противоречиями.

Но только не подумайте, что без «Спрута» не было бы современных американских сериалов! Вовсе наоборот: он сам в свое время учился на заокеанском опыте. Киноведы часто сравнивают его с «Далласом» — только променявшим Техас на Сицилию, а нефть — на кровь. И действительно: это тоже семейная (читай: мафиозная) сага и тоже исследование природы власти. Но поскольку «Спрут» до сих пор остается самым узнаваемым и покупаемым в мире итальянским шоу, то перед нами хороший пример того, что учиться на чужом опыте отнюдь не стыдно.

Супергерой культуры восьмидесятых

— Много ли персонажей детективов мы можем привести на память? — говорит психолог, гештальт-терапевт Елена Петрикина. — Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Мегрэ, Коломбо, еще пара-тройка героев. И отдельно для целого поколения стоит образ комиссара Каттани. Многие из смотревших сериал «Спрут» в то время говорят, что были заворожены им, но сейчас не понимают, что именно их так привлекало.

Сейчас сериал кажется уже порой надуманным и не везде логичным. Но когда речь идет о формировании популярного образа, так или иначе влияющего на целое поколение, сам сюжет фильма, похоже, уходит на второй план. Важным становится попадание темы, идеи, сюжета и образа главного героя в тот культурный и исторический контекст, в котором они появлялись.

Итак, если сейчас спросить сорокалетних о том, помнят ли они сериал «Спрут», то, скорее всего, эти «мальчики» ответят «да». Можно ли сказать, что этот образ как-то формировал то поколение тогдашних мальчишек? Как-то по-особенному? Вероятно, вместо комиссара Каттани могли быть выбраны и другие герои. Герои, которых выбирают подростки, чтобы восхищаться, интересоваться ими, подражать им. Он был современен, не пах нафталином и будил все то романтическое и максималистское, что свойственно подросткам всех времен.

Немного иначе, на мой взгляд, дело обстоит с тем поколением «мальчишек», которым сейчас около 50 лет. Беседуя с ними, я невольно чувствовала, что они вспоминают образ комиссара, как образ «героя их времени». Мне кажется, во многом такое ощущение связано с национальным историческим и политическим контекстом. «Спрут» удивительно «лег» на общее настроение перестройки, когда юноши и молодые мужчины чувствовали и учились жить в немного другой стране, когда менялись ценности и приоритеты, когда важно было сохранить себя, продолжать гордиться собой. Образ храброго Каттани, не поддающегося системе, попавшего в мафиозную сеть, но не поглощенного ей, оставшегося верным своим целям и уверенным в себе – всегда желанный для идентификации молодого поколения, особенно если речь идет о поколении эпохи перемен.

Я – это уже поколение современных тридцатилетних. У меня нет собственных представлений об образе легендарного комиссара, но я все равно знаю это имя – Каттани. Интересно, что образ комиссара кочует в нашей культуре от поколения к поколению. Наверное, это только мои психологические фантазии, гипотезы и домыслы, но мне кажется, что Коррадо Каттани стал одним из феноменов нашей культуры 80-х годов XX века, образом, объяснявшим и помогающим с какой-то своей, возможно незамысловатой, стороны принять и пережить то новое, что сваливалось на нас в эпоху перемен. И мы все немножко помним про этого славного комиссара, и знаем о нем что-то свое, даже если оно пришло к нам из шепота старших братьев или отцов.

Шагнувший из кино в жизнь

Как напоминает клинический психолог Мария Зверева, сериал «Спрут» стал первым по-настоящему народно любимым и в едином порыве активно воспринятым всеми советскими людьми. К слову, приблизительно во время показа «Спрута» наравне с комиссаром Каттани, преследующим благородную цель – достижение справедливости, и в нашей стране были подобные ему герои. Можно вспомнить громкое дело о злоупотреблении в хлопковой промышленности Узбекистана, когда всесоюзную популярность приобрели московские следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов, расследовавшие «хлопковое дело».

— Если уйти от общности событий сериала и реальной жизни, то «Спрут» обладает еще одним неоспоримым достоинством — говорит Мария Зверева. — Впервые в большинстве своем невыездному советскому народу была показана Италия, какой она была на самом деле. В цвете. Конечно, фильмы итальянских неореалистов были чрезвычайно популярны в нашей стране, но большинство из них были достаточно мрачными в своей смысловой нагрузке, несли мощный экзистенциальный посыл, ну и они были черно-белыми. «Спрут», конечно, тоже не комедийного жанра, однако, те вопросы, которые задает сериал, ближе обычному человеку, в них почти не присутствует эмоциональный надлом фильмов Роберто Росселлини, Витторио де Сика и Лукино Висконти.

«Спрут» в первую очередь превосходный детектив, в котором помимо отличного сюжета, есть хорошо прописанные персонажи из разных слоев общества. Действие разворачивается на фоне фантастических пейзажей, которые были абсолютно недоступны большинству советских людей. Они могли быть увидены только на картинах старых мастеров.

Что же до комиссара Каттани, то он был сродни образу горьковского Данко, который пожертвовал всем, и в том числе собственным сердцем, ради всеобщего блага общества. Стремление упорно двигаться к своей цели, невзирая на жестокие препятствия, быть справедливым и благородным — это то основное влияние, которое оказал образ комиссара Каттани на советских людей. Несмотря на безрадостный конец, в финале невольно так и возникнет желание поехать в Италию и разнести всю их мафию с криком: «За Каттани!»

Татьяна Рублева