Как у всякого театра с историей, у Театра Табакова имеется сразу несколько дат, которые совершенно справедливо считаются днем рождения. На этой неделе Московский театр-студия под руководством Олега Табакова отметил свое 30-летие, поскольку именно 1 марта 1987 года состоялась премьера спектакля «Кресло». И именно этот день считается официальной датой открытия театра Табакова. Однако театр появился не на пустом месте – он вырос из студии Табакова, и за свои годы подвал на Чаплыгина стал вторым домом для многих актеров-учеников Олега Павловича.
Театр с историей обязательно рождается на энтузиазме, чаще всего на голом. Так и «Табакерка». Самые первые годы студия, состоявшая из известных актеров и педагогов с одной стороны и обычных, но очень талантливых московских школьников с другой, занималась в Доме пионеров, и только потом им передали подвал бывшего агитпункта, где был угольный склад. За эти 30 лет ушел элемент студийности, потому что сейчас это театр государственный. И уже не надо артистам самим мыть полы, туалеты, не надо шить костюмы.
Что такое школа Табакова, знает не понаслышке народный артист Андрей Смоляков, актер из первого призыва.
«Олег Павлович всю жизнь учит артистов – учит театру, искусству жить, искусству быть человеком. Вот поэтому он и учитель. А театр... Я с 1978 года в этом подвале. Какое место он может занимать? Наверно, главное», – говорит народный артист России Андрей Смоляков.
Кое-какие детали тоже все вроде бы знают, но повторить не грех. Первые годы студия существовала на гонорары Табакова, который приезжал с очередных съемок и расплачивался со своими студийцами, а когда приезжал из-за границы привозил всем подарки.
«Студия – это было все. Семья, жизнь, любовь для всех. У Олега Павловича был спектакль «Маугли», и эта фраза Киплинга «мы с тобой одной крови». Могу сказать и о себе, и об учениках Олега Павловича: мы одной крови. Потому что Олег Павлович выбирал студентов, актеров, соответсвующих его энергетике, эмоциональности, и по духу очень близких. Интуитивно. Он тогда не знал, какими мы будем. Но он многое ощущал и про нас знал», – отметила народная артистка Марина Зудина.
«Гладко не было никогда. И не может быть гладко, это неправильно. Это должен быть примитивный человек, чтобы были очень гладкие отношения. Я открывала знаменитую «Табакерку», играла в первом спектакле «Кресло», который открыл этот театр. У нас были неплохие отношения», – рассказала директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.
Как во всякой студии, настоящей студии, в живом театре новые актеры сперва выходят в массовке. Как завещал Станиславский. И Евгений Миронов, сегодня актер номер один, тоже выходил в «Ревизоре» Сергея Газарова, в самом финале, и просто размахивал российским триколором. Среди любимцев Табакова и Владимир Машков, который теперь не только играет, но и ставит спектакли. Его «13Д» – хит МХТ имени Чехова.
Сергей Безруков – еще один актер номер один нашего времени, и тоже, как и Миронов, сегодня руководит театром. Многому в части сочетания актерского дела с административными заботами он учился, конечно же, у Табакова.
«Табакерка» – это на всю жизнь. Она всегда останется со мной. Первые спектакли, первые вводы, первые гастроли с театром. Это легенда. Даже когда мы учились, «Табакерка» была для нас легендой. И все артисты, которые играли там, молодые пока еще, только начинающие, – Женя Миронов и Володя Машков. Мы уже смотрели на них как на полубогов. Богом был Олег Павлович, а полубоги, конечно, и Володя, и Женя», – рассказал народный артист.
Невероятно, но факт
У каждого в звездной труппе «Табакерки» есть что рассказать об уроках Табакова, профессиональных и человеческих, жизненных.
«В первую очередь, Олег Павлович научил меня, что театр – это главное. Сначала театр, а потом все остальное. Надеюсь, что пока мне удается с этим справляться. Олег Павлович научил меня, что зритель рассуждает следующим образом: если это не про меня, то мне это неинтересно. И в каждом спектакле «Табакерки» зритель может увидеть себя», – говорит актриса Анна Чиповская.
«Олег Павлович всегда говорил очень хорошую, правильную фразу, его ученикам свойственно и дальше с ней идти по жизни: «я не могу вас ничему научить, вы можете сами научиться у меня». В этом заключалось четыре года обучения на курсе Олега Павловича. Мы учились у него, он ничему нас не учил. Он давал нам возможность самим, не забивал штампами. Он говорил еще одну очень хорошую фразу: «у плохого артиста 33 штампа, а у хорошего 333», – рассказал актер Денис Никифоров.
30 лет – это рубеж, как любая круглая дата. Что делать дальше, помимо слов, которые совершенно искренне и от себя говорил Табаков в роли профессора Серебрякова в «Дяде Ване»: «дело надо делать, господа».
«Надо жить дальше, надо проверять себя – умеешь ли ты по-прежнему удивляться чужим талантам. Это самое главное. Реже, чем хотелось бы, рождаются драматургические дарования, как ни хочешь, как не желаешь: они либо есть, либо нет», – отметил народный артист СССР Олег Табаков.
Праздновать особо некогда. Хотя для зрителей будут творческие встречи, издана книга «История в тридцати сезонах». И следующий юбилей «Табакерки» теперь не за горами.
Подробнее в сюжете: Театр