140 лет назад «Лебединое озеро» впервые показали в Большом театре. Чайковский не мог предположить, что под его волшебную музыку начнут хоронить советских генсеков и молчать о путче в СССР. О балете особого значения – корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Когда говорят «балет», то на ум сразу приходит мелодия из «Лебединого озера». Это один из брендов России наряду с романами Толстого, космическим кораблем «Восток» и матрешкой. Для зрителей балет обязателен к просмотру, а для артистов - к исполнению.
«Лично для меня балет «Лебединое озеро» - это то, что должен танцевать любой танцовщик, который является премьером в театре. И действительно, когда для балерины главное - станцевать лебедя, для мужчины-танцовщика, конечно же, очень важно станцевать главную роль принца», - говорит артист балета, премьер ГАБТ Денис Родькин.
26-летний Родькин вряд ли помнит августовский путч 91-го. Именно тогда знаменитый балет приобрел особый политический окрас.
«Когда люди проснулись 19 августа 1991 года, включили телевизоры, то по нему шел - по всем каналам - балет Чайковского «Лебединое озеро». И вот в череде этих особенностей и замечательных, печальных, трагических и интересных страниц в истории этого балета август 91-го вошел как одна из самых таких вот соединенных с этим балетом теперь историй», - говорит театральный критик, ведущий программы «Культтуризм» на телеканале «Мир» Григорий Заславский.
Показать народу «Лебединое озеро» 19 августа 91-го решил Виктор Осколков. Тогда он руководил главной дирекцией Центрального телевидения СССР. Эфирная верстка того самого дня - раритет, который больше не видела ни одна съемочная группа.
«Хронометраж «Лебединого озера» с Натальей Бессмертновой был где-то 1 час 55. А у нас тоже где-то перерыв был два с копеечкой. И вот это было для нас самое удобное: поставить «Лебединое озеро» и обрамить его спереди и сзади маленькими фильмами», - говорит Осколков.
Один из выпускающих редакторов предложил не уходить на технический перерыв и оставаться в эфире постоянно. Молчащий телеэкран в разгар путча мог сильно напугать страну. Так получилось, что именно фильм-балет «Лебединое озеро» с Натальей Бессмертновой в тот момент подошел и по хронометражу, и по настроению.
«Мне обидно и за Бессмертнову, и за Григоровича, что вот этот фильм попал в список вот таких знаковых с отрицательной харизмой. Это несправедливо, я считаю», - говорит Осколков.
Это классическая история любви, и лебедь - ее олицетворение. Музыка вкупе с красивыми костюмами должна была обеспечить успех первой постановки на сцене Большого театра.
Сказать, что премьерный показ «Лебединого озера» провалился, значит ничего не сказать. Критики ругали его на чем свет стоит, называли казенным и очень скучным, а балерин, которые исполняли лебедей, и вовсе сравнивали с ветряными мельницами. И хотя критиковали, прежде всего, постановку, досталось и самому композитору. Чайковского обвинили в излишней любви к медным и особенно ударным инструментам.
И только спустя 18 лет, уже после смерти Чайковского, ошибки московских режиссеров-постановщиков смогли исправить петербуржцы. В 1895 году на сцене Мариинского театра показали обновлённую версию «Лебединого» под руководством балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. Их постановка стала классической. Почти все последующие создавались по этим лекалам. В 30-е годы прошлого века, осознав неугасающую популярность «Лебединого», советское партийное руководство решает использовать его как средство пропаганды.
«И вот тогда балет впервые получил три политических культурных кода. Первый код: массовость, то есть, его много смотрели, его знали, он был самым популярным. Второе - это искренность. Он был такой настоящий, некий образчик русского советского менталитета. И третье - это понятность, патриотичность», - говорит политтехнолог Сергей Маркелов.
С этими установками балет прошел через всю советскую эпоху. «Лебединое» стало частью жизни и взрослых.
Именно этот балет показывал именитым зарубежным гостям генсек Никита Хрущев. Потом, как вспоминала балерина Майя Плисецкая, жаловался ей, что устал от «Лебединого». Ему даже стали сниться балетные пачки вперемешку с танками.
«Мы всегда очень политизированы. Российский балет - это гордость империи, гордость Советского Союза. Поэтому всегда, когда кто бы ни приезжал, при императорском режиме его вели в театр, и при советском тоже вели в театр», - говорит солист Большого театра Геннадий Янин.
«Классическому танцу - балету - обязательно показана монархия и деспотия. Чем больше монархичности и деспотизма в процессе, тем лучше классический танец на сцене. Как только в классическом балете начинается демократическая установка (хочешь заниматься - занимайся, не хочешь - не занимайся) – все. Моментально это зрелище рассыпается», - говорит балетный критик Лейла Гучмазова.
В 80-е этот балет получил особую роль. Его транслировали в дни похорон генеральных секретарей.
«Это, безусловно, такая национальная психотерапия через телевизор была через этот балет. Он действительно вызывает - вот эта шикарная симфоническая музыка Чайковского, вот это смыслы, которые прокачиваются в самом произведении в виде торжества добра над злом», - говорит политтехнолог Сергей Маркелов.
«Лебединое озеро» и сегодня популярно ничуть не меньше, чем в прошлом веке. Явное тому доказательство – ремейки и пародии.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе