Ему исполнилось 100 лет, а он еще на плаву. Сегодня знаменитый ледокол «Красин» отмечает юбилей. Ветеран флота тонул сам и спасал людей во льдах, участвовал в «полярном конвое» и совершил кругосветный поход. Сейчас он на заслуженном отдыхе на берегу Невы. Экскурсию по легендарному судну совершила корреспондент «МИР 24» Анна Попова.
Он пережил революцию 1917 года, Великую Отечественную, «перестройку» и «лихие 90-е», а сейчас стоит на приколе на набережной Лейтенанта Шмидта. «Красин» - ледокол-музей со 100-летней историей.
Мы с Вами подходим в одно из самых интересных мест ледокола - ходовую рубку, и центральное место здесь, конечно же, занимает штурвал. Каждый может почувствовать себя моряком.
Некогда самый мощный ледокол в мире прославился в 1928 году, когда спас от гибели экипаж дирижабля «Италия». Возвращаясь с Северного полюса, экспедиция генерала Умберто Нобиле потерпела крушение. Около месяца выжившие провели на льду.
«Людей пытались спасти самолетами, но лед в том месте был слишком тонким, не было возможности приземлиться. Один из участников экспедиции писал в своих мемуарах, что не слышал музыки приятнее, чем гудок нашего ледокола», - указал завотдела по работе с посетителями ледокола музея «Красин» Надежда Григорьева.
На счету «Красина» - сотни спасательных операций. По сути мирное, гражданское судно отметилось героически и в Великую Отечественную. Ледокол был участником Северного конвоя PQ-15.
«Вот как раз диорама, которая показывает бой 3 мая 1942 года. Нужно отменить, что в конвое PQ-15 было сбито пять немецких самолетов, два из которых сбил наш ледокол», - указала завотдела по работе с посетителями ледокола музея «Красин» Надежда Григорьева.
В годы войны «Красин» совершил и вынужденное кругосветное путешествие. Больше ни одному ледоколу в мире такой маршрут пройти не довелось.
Из радиорубки и сейчас можно посылать и принимать сигналы любыми способами - по телефону, телетайпу, телеграфу и, конечно, азбукой Морзе.
Ветеран ледокольного флота хоть и находится на плаву, но, конечно, уже не тот - лошадиных сил не хватает. Из трех двигателей два сняли «за ненадобностью». К тому же «Красин» не пройдет современный экологический контроль, но в случае экстренной необходимости сможет тряхнуть стариной.
«Мы поддерживаем его, он находится в регистре морских судов. Можем и в море, но лучше быть музеем», - отметил директор ледокола музея «Красин» Николай Буров.
Его можно назвать символом советского государства. В некотором роде «Красин» и СССР ровесники. Юбиляр служил ледоколом с 1917-го по 1991-й. Покой обрел на берегах Невы, а просторы Арктики теперь бороздит разве что на картинах художников, которые поднимаются на его легендарный борт в поисках вдохновения.
Подробнее в сюжете: История