По данным на начало 2017 года, в Инстаграме более 40 миллиардов фотографий и 500 миллионов пользователей, создающих в несколько раз больше собственного контента, чем другие соцсети. Инстаграм на подъеме и даже, можно сказать, «в ударе», но есть ощущение, что немного режет глаза, отмечает «МИР 24».
Он появился осенью 2010 года как iOs-приложение, чтобы «делиться моментами». Инстаграм прошел насыщенный путь: стал полноценной соцсетью с поисковиком по тегам, открылся для всех платформ, в 2012 году был приобретен Фейсбуком и обогнал его по активности пользователей, запустил отдельные независимые дополнительные приложения, пережил редизайн и прочее, и прочее.
Вспомним, как все начиналось. Ты выбираешь самую удачную из своих неказистых фотографий, обрезаешь ее в форме квадрата, тщательно подбираешь фильтр и рамочку - получается конфетка. 11 лайков, и рубеж взят - вместо имен пользователей появляются цифры. Интерфейс был простым, но то, что он предлагал, обладало какой-то магией. Это давало уникальность на фоне других социальных сервисов, которые стремились к универсальности - опубликовать все, как можно больше и как угодно.
Первоначально ставка была сделана на молодую аудиторию. Сообщается, что и сейчас 90% аудитории младше 35 лет, и она все больше молодеет за счет новых, более юных, пользователей. Это дает платформе конкурентное преимущество - молодые люди в целом лояльнее к изменениям, принимают новое легче и задают следующие тренды. Когда Инстаграм появился, он выделялся, формат был новым, и он нашел свою аудиторию.
Смартфоны стали снимать лучше, качество загружаемых фотографий давно выросло, не говоря уже о фотографиях, сделанных на профессиональную технику. Количество и разнообразие фильтров так выросло, что выбирать редактуру можно почти наугад - испортить кадр стало трудно, как и сделать выбор. Рамочки - что это? Снимок в стиле старого Polaroid давно перестал считаться интересным. Теперь мы хотим выглядеть идеально, идеальные пейзажи и идеально пушистых котов получаем уже на уровне камеры, дополнительно шлифуя автокорректировкой. Имена пользователей, которым это «понравилось», становятся цифрами почти сразу, потому что успех измеряется в гораздо больших показателях.
С недавних пор положение дел в Инстаграме стало еще более неоднозначным. Кажется, что разработчики Инстаграма пока ставят дизайн не на первый план, хотя и стараются сохранить все «в одних тонах». Открылась функция, которая известна под названием «карусель». Долгое время она была доступна только для рекламных страниц и состояла в возможности делать публикации, которые можно прокручивать по горизонтали. Теперь к этому приглашается любой пользователь: включить в пост до десяти изображений и видео.
«Вам больше не надо выбирать одну единственную фотографию или видеозапись из всего того, чем вам хочется поделить», - пишет компания в своем блоге.
Вы можете рассказывать истории целиком. Это, возможно, решает проблему для тех, кто не может выбрать одну фотографию и публикует несколько подряд. Можно считать это появлением фотоальбомов, которых не хватало сервису, изначально сосредоточенному на публикации фотографий. Но так ли важна визуальная составляющая теперь?
Посты-карусели и появившаяся сверху панель «Историй» - публикации, исчезающие спустя 24 часа - просят прокручивать экран вертикально, что пока сбивает с толку и вводит в замешательство, когда нужно следить за привычной горизонтальной лентой. Приходится постоянно думать, а что я хочу сделать в этом приложении? Опций слишком много и они пока какие-то не откалиброванные.
Когда Инстаграм запустил «Истории», тут же получил яростную критику за то, что функция была откровенно передернута у трендового на Западе приложения Snapchat, где она фигурирует даже под тем же названием. Директор Инстаграм по продуктам говорит просто: «не мы первые и не мы последние», кто запустит похожий продукт. Многие новые сервисы технологических компаний не являются уникальными. Но никогда не знаешь, где что приживется, обрастет нужными сервису именно в этом месте обновлениями и получит признание пользователей.
Инстаграм активно подстраивается под тренды и пользователей, стараясь не отставать от других социальных площадок. Но вместе с этим теряет специфику и уникальность, которая когда-то помогла этому скромному, но уверенному в себе приложению добиться невероятной популярности. Теперь он один из многих. Все платформы, подстраиваясь друг под друга, чтобы быть в тренде, предлагают, в итоге, одно и то же. Придет время, и мы от этого устанем. Устанем «делиться моментом».
Сами создатели Инстаграма уже не позиционируют себя в качестве фотоприложения и даже оскорбляются, когда их так называют, отмечают они в интервью. Происходит масса более интересных вещей, говорит Систром. По его словам, наблюдается в целом сдвиг в сторону видео, и компания будет делать на это ставку.
Не кажется ли вам, что в Фейсбуке, Вконтакте, а теперь и в Инстаграме исчезло ощущение, что ты владеешь ситуацией? С одной стороны, на тебя сыпется шквал уведомлений, которые едва ли поддаются настройкам, с другой - ты неизбежно пропускаешь какие-то новости от нужных тебе людей и групп. Ты открываешь приложение, которое должно быть простым и спокойным, и застываешь в нерешительности: куда крутить - горизонтально или вертикально? На что смотреть? Лента или директ? Какой фильтр? Какой друг? Какой я? Возможно, если регулярно уделять время чистке, создавать списки, отмечать приоритеты и прочее, прочее, то можно сделать свои соцсети идеальными, но обновлений слишком много, мы просто не успеваем.
Социальные сети формируют тренды - и цифровые, и поведенческие. Часто они идут на полшага впереди аудитории: предлагая то, что ей нужно, когда она сама в этом еще не уверена. Регулярно есть место промахам, когда изменение «не заходит» и не становится популярным. Его убирают, и, что показательно, мы быстро о нем забываем. Может быть, нужно пытаться следить не за тем, что появляется, а за тем, что исчезает?
Подробнее в сюжете: Социальные сети