23:50 02/04/2017

Евгений Евтушенко: больше, чем поэт

В США сегодня ушел из жизни поэт Евгений Евтушенко - человек, который стал символом целой эпохи. «Поэт в России – больше, чем поэт» - эту знаменитую строчку из его манифеста, пожалуй, знает каждый. Евтушенко был по-настоящему остр на язык и даже не боялся вступать в полемику с Генеральным секретарем ЦК КПСС, передает телеканал «МИР 24».

Из великолепной пятерки он ушел последним. Рождественский, Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина, теперь и он - Евтушенко. Высокий и красивый. Это при нем поэзия стала эстрадной, а поэты, как рок-звезды, собирали стадионы. Большая аудитория политехнического музея трещала по швам, если в афишах значилась его фамилия.

В поэзию он пришел в 50-х. А точнее ворвался. Без аттестата, в обход правил, поступил в литературный институт. Правда, через пять лет Евтушенко отчислили за инакомыслие. Ведь он вечно то не так одевался, то не то говорил, то не тех возвышал. Впрочем, это никогда не мешало ему печататься, ездить по всей стране и за рубеж. А диплом «литработника» он все же получил - в 68-мь, будучи почетным профессором восьми университетов мира.

Его стихи запоминались сразу и навсегда. А манера чтения действовала, как гипноз. Но причина такой притягательности - не только поэтический талант. Ведь это он и про себя написал: «Поэт в России - больше, чем поэт». Евтушенко - и балагул, и ловелас, и вечный защитник дессидентов.

Отношения с критикой - тема отдельная. В чем только не обвиняли Евтушенко: и в «попсовости», и в подражании Маяковскому, и в политической незрелости - личная реакция Никиты Хрущева на поэму «Бабий Яр». Стихотворения «Танки идут по Праге» и «Афганский муравей» вообще были прямым вызовом власти. Но «замолчать» Евтушенко не могли, потому что его, такого громкого и неудобного, по-настоящему любил народ.

Последние годы Евтушенко жил на два дома. После событий 91-го уехал в США. Ответом на вопросы «почему» спустя пять лет стала его книга «Поздние слезы». В ней он написал о разочарованиях перестройки.

Мне бинтуют ее, зашивают.
Есть и поверху, есть и сквозные.
Но никак она не заживает
Моя главная рана - Россия.

Евтушенко до последнего писал стихи, ездил по всему миру и устраивал поэтические вечера в самых отдаленных уголках России. Но дни рождения всегда отмечал в Москве, в Большой аудитории Политехнического. Этой традиции он был верен до конца жизни. За исключением случаев, когда музей закрывался на ремонт.

По последней воле Евгения Евтушенко он будет похоронен в подмосковном Переделкино рядом с Борисом Пастернаком.