<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Российские художники-мультипликаторы 8 апреля отмечают День анимации. Именно в этот день состоялась премьера первого российского мультфильма, вышедшего на экраны в 1912 году. Лента «Прекрасная Люканида», снятая Владиславом Старевичем, пользовалась успехом не только в России, но и за рубежом, оказав серьезное влияние на мировой кинематограф.
В советские годы отечественные художники стали одними из самых передовых мультипликаторов в мире. Во многом их успех можно объяснить тем, что в условиях цензуры анимация была более безопасным полем для экспериментов, чем другие виды искусства. Многие новаторские работы того времени до сих пор могут удивить и даже шокировать выбранными сюжетами и смелостью воплощения.
«МИР 24» выбрал 10 необычных, странных и просто красивых мультфильмов, которые стоит посмотреть в годовщину рождения российской анимации.
«Келе», 1988 г., реж. Михаил Алдашин
Сказка северных народов вдохновила режиссера Михаила Алдашина на снятый в минималистской манере мультфильм «Келе». Сюжет предельно прост: две девочки встречают чудовище, но спасаются благодаря хитрости. Смысл этой короткометражки, впрочем, не в рассказанной истории, а в стильной анимации, которая и сейчас смотрится актуально. Происходящее на экране сопровождает настоящая чукотская музыка, а вместо бумаги художник использовал выделанную кожу, имитируя народную живопись.
«Чудо-дерево», 1985 г., реж. Владимир Морозов
Совершенно чудовищная (в хорошем смысле слова) смесь из соцреализма и визионерства с элементами своеобразного советского пин-апа. Из цветов вырастает ящик с бараном, который мгновенно превращается в телефон с женщиной внутри, хотя все и начинается безобидно: всего-навсего ерши строят гнезда из лапши. Снял этот маленький шедевр Владимир Морозов, за свою долгую карьеру успевший поработать с Людмилой Петрушевской, Людмилой Васильевой-Гангнус и другими мастерами альтернативной детской литературы.
«Шкатулка с секретом», 1976 г., реж. Валерий Угаров
Короткометражный фильм «Шкатулка с секретом» — одна из самых известных лент, снятых мультипликаторами для взрослой аудитории. Мультфильм Валерия Угарова стал своеобразной советской адаптацией «Желтой подводной лодки», которая тогда была недоступна для широкого зрителя. Художники ловко подогнали мотивы классического мультика от The Beatles под формат условной «Карусели». Мультфильм мог бы стать рядовым подражанием битловской ленте, если бы не одно «но»: музыку к нему написал Владимир Мартынов, классик минимализма и одна из ключевых фигур полуподпольного авангарда тех лет. Именно звуковое оформление включило этот мультик в разряд тех, которые невозможно забыть при всем желании.
«Потец», 1992 г., реж. Александр Федулов
«Обнародуй нам, отец, что такое есть Потец». Если вы не помните этот кошмар из постсоветского детства, снятый по мотивам поэмы Александра Введенского, то мы вам завидуем. Режиссеру Александру Федулову и оператору Игорю Шкамарде (работавшему, кстати, над довольно невинным мультиком про кота Леопольда) удалось убедительно передать на экране идеи абсурдистов из литературной группы ОБЭРИУ. Психоделический гротеск, мрачный академический авангард, звучащий фоном, царапины на пленке, — и один из самых безумных мультфильмов в истории российского кинематографа готов. Трудно представить, что сейчас «Потец» мог бы войти в сетку дневного телеэфира, но в начале 90-х было возможно и не такое.
«Бескрылый гусенок», 1987 г., реж. Оксана Черкасова
Еще одна культовая страшилка от советских мультипликаторов. На этот раз в основу фильма легла чукотская народная сказка о гусенке, который попадает к зловещим подземным духам, затем отправляется на небо и рождается вновь. Экранизация имеет мало общего с оригиналом, но все равно прекрасно передает атмосферу Крайнего Севера, которая человеку иной культуры может показаться мрачной, жуткой и абсурдной.
«Дополнительные возможности пятачка», 2008 г., реж. Иван Максимов
Мультипликатор Иван Максимов хорошо известен своей работой над культовой компьютерной игрой «Полная труба», успех которой во многом определил визуальный ряд. Короткометражка «Дополнительные возможности пятачка» выполнена в фирменном стиле режиссера: нарочито примитивное изображение, серые тона, странноватые гэги и непонятный сюжет. Мультфильм можно назвать исследованием того, для чего поросенок может использовать свой пятачок. Создатель приходит к выводу, что способен он на многое: надувать воздушные шары, издеваться над зайцами и даже летать.
«Танец вороны», 1933г., реж. Николай Воинов
В начале 30-х годов группа советских художников работала над необычным экспериментом по созданию «бумажного звука». С помощью изобретенного ими прибора удалось синтезировать звуки, рисуя орнамент на кинопленке. К сожалению, сохранилось лишь несколько коротких лент, демонстрирующих суть подобных опытов. Лаборатория, в которой работали художники, была закрыта, эксперименты прекращены, а сам «бумажный звук» остался лишь интересным научным курьезом.
«Его жена курица», 1990 г., реж. Игорь Ковалев
Женоненавистническое название этого мультфильма может отпугнуть, но это далеко не самое страшное в мультфильме от студии «Пилот». Синелицый мужчина в арестантской робе, какой-то подозрительный парень в черном костюме, антропоморфная гусеница, исполняющая роль домашнего животного. Ящик с клопами?! Что, черт возьми, происходит? Впрочем, какая разница, — нарисовано-то отлично. Благодаря всему этому мультфильм стал одной из визитных карточек студии, а его режиссер смог поработать в западном анимационном мейнстриме, уйдя на американский канал Nickelodeon.
«Ночь на Лысой горе», 1933 г., реж. Александр Алексеев
Мультфильм по мотивам балета Мусоргского, снятый эмигрантом Александром Алексеевым во Франции. Сюжет довольно прост: обезьяна бежит на шабаш ведьм, по пути превращаясь в пеликана. Затем некий джентльмен снимает шляпу в знак приветствия и случайно отрывает себе голову. Вроде бы все понятно и логично, но мы не могли не включить этот мультфильм в список хотя бы из-за того, как он был сделан. «Ночь на Лысой горе» — один из первых фильмов, при создании которого использовался игольчатый экран. Вместо привычных красок и туши художник работал с иглами, тщательно выверяя падающую от них тень, чтобы получить изображение. Неудивительно, что эта технология не закрепилась в индустрии — редкий фанат своего дела наберется терпения для подобной работы.
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912 г., реж. Владислав Старевич
А вот с чего все и начиналось. Владислав Старевич так бы и остался энтомологом-любителем, если бы не выпустил первый мультфильм, снятый в России. Объединив две свои страсти — энтомологию и фотосъемку — пионер российской анимации создал одновременно сентиментальную и совсем немного жутковатую ленту. Художник использовал метод покадровой съемки, сделав главными героями насекомых из своей коллекции. Этот 10-минутный фильм принято считать первой лентой, в которой задействована кукольная анимация.
Эдуард Лукоянов