22:46 16/04/2017

Проблемы и успехи мигрантов в России

Как себя чувствуют в России мигранты? Что меняется в их жизни, есть ли проблемы, которые не удается решить до сих пор? Корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров встретился с гражданами СНГ, работающими в Москве, и выслушал их истории.

Они строили столичное метро. Проходчики, монтажники, сварщики. Бригада интернациональная, есть и россияне, но большинство - граждане Таджикистана. Говорят, спасибо - это, конечно, хорошо, но хотелось бы за свою работу еще и деньги получить.

«Зарплату нам не платят. Каждый месяц аванс дают. С октября ждем остаток денег», - говорит Шукурилло Абдуллаев. «Хорошо, жилье есть пока. А патент откуда нам платить? Патент 4200 рублей, хочешь не хочешь, надо платить. Регистрацию каждый месяц продлевать надо, это тоже деньги», - добавляет Ахлиёр Султонов.

Мигранты заключили договор с фирмой СМУ Ингеоком. Теперь вместо работы ходят по судам. Компания регулярно обещает расплатиться. В пятницу истек очередной срок. Рабочие отправляются в офис. Как только оператор выходит из офиса, тон сотрудников резко меняется. Добиться внятного ответа от «случайных прохожих» не удается. Говорят, что никого из руководства на месте нет. А сами выдвигают разные версии трудового конфликта. Версия первая – «Они работали у субподрядной организации. Их начальник сбежал. Мы здесь причем?» Версия вторая – «С нами не рассчитались, и мы тоже не рассчитались с ними».

В профсоюзе трудовых мигрантов подобные истории слышат часто и считают, что причина - в системной ошибке. Мол, законы не учитывают реалий. Ведь идеальный мигрант должен отправляться в Россию только после того, как его найдет идеальный работодатель.

«И скажет – приезжай, у меня есть для тебя общежитие, я поставлю тебя на миграционный учет, подпишу с тобой письменный трудовой договор, в котором будет прописан определенный объем работы. Но за 10 лет в профсоюзе мы с таким работодателем ни разу не сталкивались», - говорит председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов.

Отразился на жизни мигрантов и питерский теракт. Проверки стали частыми и тотальными, изменилась общая атмосфера.

«Останавливают, шмонают, в метро чувствуем негатив, пассажиры косо на тебя смотрят. Я тоже ощущаю это, хотя я русскоговорящая», - говорит инструктор Центрального комитета профсоюза трудящихся-мигрантов Салтанат Абдылдаева.

Впрочем, отношение к повышенным мерам безопасности у иностранцев разное. «У нас были проверки в клубе. Мы к этому отнеслись с пониманием. Потому что у нас официальный клуб. Мы тоже заинтересованы, чтобы у нас в клубе и вообще среди наших соотечественников были только чистые лица», - отметил основатель спортивного клуба Айкол Кубанычбек Осмонбеков.

Клуб боевых единоборств открыла кыргызская диаспора и решила сама присматривать за соотечественниками. «В Москве кыргызов очень много. Они с утра до вечера работают. Мы открыли клуб, чтобы они могли свою внутреннюю энергию выплеснуть, психологически встряхнуться. Я своих воспитанников учу, чтобы они с кулаками сразу не кидались, а расходились на «будьте любезны, будьте любезны», - поясняет тренер спортивного клуба «Айкол», чемпион Евразии по тайскому боксу Дастан Шаршеев.

Главным куратором и спонсором проекта стало МВД Кыргызстана. Республика вошла в Евразийский экономический союз, местные трудовые мигранты довольны.

«Сейчас трудоустроиться стало намного легче. Разрешительные документы, патенты оформлять гражданам Кыргызстана не надо», - отмечает основатель спортивного клуба «Айкол» Кубанычбек Осмонбеков.

В жизни еще одного жителя Кыргызстана Марата Исаева - большие перемены. Обычный курьер стал знаменитым после того, как спас женщину в столичном метро. Она упала на пути, и Марат вместе с полицейским Антоном Королюком успел ее уложить в лоток между рельсами перед прибывающим поездом. «Я поднял голову, повернулся назад, вижу, женщина цела. Мы даже забыли, что самим нужна помощь, очень радовались оба», -вспоминает Марат.

Марату подняли зарплату. Появились и спонсоры, предложили взять машину в рассрочку. Так что теперь он не только курьер, но и таксист. А также занимается в Москве общественной деятельностью. «Иногда учим, как можно жить в России, начинать бизнес, не забывать традиции», - рассказывает Исаев.

Впрочем, уверен Марат, помогать надо не всем. С потенциальными преступниками и террористами он бы общаться не стал, даже если они земляки. «Они просто не в ту веру верят. Из-за них страдают другие мусульмане. Правильный мусульманин всегда защищает и спасает, он никогда жизнь не отбирает», - говорит Марат.

Зовут Марата и на родину в правительственные структуры. Но он отказывается, не хочет быть чиновником. Говорит, курьер и таксист - тоже хорошие профессии.