Расследование теракта в петербургском метро набирает обороты. На этой неделе задержали предполагаемых организаторов атаки в «северной столице». Всего фигурантов дела - десять. Уже пять человек, которые так или иначе связаны с трагедией в Петербурге и в свое время получили российские паспорта, их лишись. Чуть более недели назад президент России Владимир Путин говорил телеканалу «МИР» о том, что пришло время отменять решения о присвоении гражданства, если речь идет о боевиках (интервью с главой государства смотрите сразу после программы «Вместе»). Еще немаловажная деталь: готовились к теракту в обыкновенной деревне под Владимиром. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров - подробнее.
27-летнего Аброра Азимова задержали в Подмосковье. И, судя по всему, его это не удивило. При нем обнаружили пистолет Макарова. Его старшего брата Акрама нашли через день в Новой Москве. Пистолета не было, зато была граната.
Братьев подозревают в причастности к взрыву в питерском метро. По версии следствия, младший вербовал смертника и готовил его к теракту. Он был последним, с кем исполнитель говорил по телефону. Старший же отвечал за связь с эмиссарами экстремистских группировок и переправлял деньги. Правда, отец обвиняемых в эту версию не верит.
«Они никогда чужого не брали, никому вреда не делали. Если спросить, все только положительно отзываются», - говорит отец братьев Акрал Азимов.
Он утверждает, что сыновья отчитывались ему о каждой потраченной копейке и про взрывные устройства не упоминали. Телефонные разговоры - тоже не доказательство.
«Он может и разговаривал с этим парнем, но он же с нашей Родины, может, он его друг был, раньше знал, например. Может, звонил поздороваться», - говорит мужчина.
Азимовы - уроженцы юга Кыргызстана. Здесь в 2010 году начались массовые беспорядки. Тогда погибли около 500 человек.
«Эти ребята даже не киргизы, они этнические узбеки. Ошская область - очень сложный регион, где были кошмарные межэтнические столкновения, где этот псевдоэтнический ислам нашел корни очень большие, - отметил полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения по борьбе с терроризмом Владимир Луценко. - Здесь мы видим зомбированную молодежь со свернутыми мозгами».
При этом Азимовы сумели получить и российское гражданство. Прописались во Владимирской области, в глухой деревне Шульгино, где даже магазина своего нет - два раза в неделю приезжает автолавка. Братья перевезли своих родителей, жен и детей.
Вся большая семья Азимовых жила в большом доме на улице Барановка. Ни двора, ни забора. Щель в окне закрыта куском полена. Сейчас здесь никто не живет. Говорят, Азимовы уехали из деревни еще осенью. На крыльце остался ящик с детскими игрушками и старый холодильник, внутри почему-то тапок и утюг.
Впрочем, и до отъезда братья в деревне бывали редко. Младший, Аброр, большую часть времени проводил в Подмосковье, в Одинцовском районе. Здесь и работал - готовил суши в кафе «Лесное». Заведение известное, престижное: богатый интерьер, высокий ценник. Однако поскольку у Азимова был российский паспорт, его взяли без проблем.
Хотя в деревне всего несколько десятков жителей, местные точно не знают, кто и где прописан. Мол, много брошенных домов, которые переходят из рук в руки. Регистрация дешевая и не привлекает внимания.
В той же Владимирской области террористами оказались обычные на вид сторожа, приехавшие из Средней Азии. При захвате оказали вооруженное сопротивление и были ликвидированы. У них нашли самодельные взрывные устройства, близкие по составу тому, что использовали в Петербурге.
Компоненты взрывчатки обнаружили и в квартире в Краснодарском крае. Снова приезжие, снова попытка вербовки и экстремистская пропаганда.
Власти усиливают силовую составляющую и параллельно ищут новые рецепты, присматриваются к опыту соседей.
«По казахстанскому законодательству, если гражданин страны уехал и принимал в таких террористических организациях участие, он не возвращается обратно, он лишается гражданства, - заявил ранее президент республики Нурсултан Назарбаев в интервью «МИРу». - И это та мера, которая необходима. В рядах ИГ сражается 500-600 казахстанцев». «Мы пытались с теми, кто вернулся, вести профилактическую работу, но это не очень эффективно», - добавил он.
«В соответствии с российской конституцией мы лишать никого гражданства не можем. Но мы можем отменять соответствующие решения, которые послужили основанием для получения российского гражданства», - заявил российский президент Владимир Путин в интервью.
Лишение гражданства - шаг не только и не столько символический.
«Если террорист уже ушел из жизни, совершив теракт, ему уже по большому счету все равно. Но с другой стороны, у него есть родственники. У него есть, даже у умершего, определенные права, которые гарантируются Конституцией», - говорит депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов.
Механизм уже заработал. Сначала без гражданства остались исполнитель теракта Акбаржон Джалилов и его отец, а затем - подозреваемые Азимовы, также вместе с отцом. Основания - предоставление в ФМС заведомо ложных сведений.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе