Серьезно повлиять на мировую политику теперь может голосование в Турецкой Республике. Реджепа Тайипа Эрдогана с этой недели можно считать президентом всея Турции. Отныне и до 2029 года. Единоличная власть, неограниченные полномочия. Прощай, парламентская республика. Прощай, эпоха Кемаля Ататюрка, который чуть меньше века назад создал государство без султанов, халифов и шариата. Нынешняя конституционная реформа по сути ставит крест на всем наследии Ататюрка.
Есть, правда, одна принципиальная деталь: за поправки в главный закон Турции фактически проголосовало чуть больше половины страны, а остальные 49% с результатами референдума, очевидно, никогда не согласятся. Корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев - о том, как Турция превратилась в зону стабильной нестабильности.
Он вроде и с народом, но от толпы Эрдогана отделяет десяток охранников и автоматчики. На избирательном участке президента будто и не узнают. Проверяют паспорт - а тот ли это Эрдоган, что был вчера?
В Турции все иначе. Вместо ручек - печати. Бланк двухцветный. На светлой части - «да» президентской республике. Несложно догадаться, какую сторону выбрал Эрдоган с женой.
На выборы пришли 85% избирателей. Все-таки решается судьба страны. И болезнь для турков не отговорка. 94-летний Ремзи Сирин не может ходить, но силы сделать выбор у него еще есть.
«Я болен уже три месяца. Но все-таки пришел и выполнил свой долг», - сказал житель Анкары.
Эрдоган разделил людей на два лагеря - противников и сторонников реформы. Хотя и там, и там есть его фанаты. Все они выстроились в цепь, чтобы «нет» было громче слышно.
«Основы Турецкой Республики были построены на этих цепях. Тогда турки, курды и лазы были вместе. Сегодня эта связь под угрозой», - заявил противник реформы Хусну Яхси.
Недовольных Эрдоган старается не замечать. Пока избирком считал бюллетени, он всю ночь колесил по городам. Не ради результата - просто президент так привык, чтобы эмоционально и с размахом.
Он - выше своего народа - на крыше автобуса. Не успел ЦИК объявить результаты, а Эрдоган уже праздновал победу.
Толпа кричит про смертную казнь. Не для Эрдогана, конечно. Просто хотят ее снова вернуть. Президент прислушался и пообещал подумать. Однако кровожадных в Турции отнюдь не большинство.
«Это не значит, что все эти люди, которые проголосовали «за», за радикальный ислам в Турции. Абсолютно. Само общество Турции не допустит такого развития, чего бы в голове у Эрдогана не было», - уверен кандидат исторических наук, политолог Икбаль Дюрре.
Вот результат: 51% - «за» и 49% - «против». Почти ничья, а выиграл Эрдоган. Противники и сторонники реформы уже схлестнулись на улице.
Общество оказалось расколото. «За» сказала провинция. «Против» - побережье и крупные города. Эрдоган проиграл и в Анкаре, и в Анталье, и в Измире.
Теперь не будет премьер-министра. Правительство назначает и возглавляет Эрдоган. Его указы отныне в статусе законов. Срок полномочий парламента расширяется до пяти лет. Тем, кто имеет отношение к Вооруженным силам, запрещено избираться. Если Эрдоган захочет объявить чрезвычайное положение, советоваться с парламентом он не станет. Сам президент сможет править до 2029 года.
«Он ощущает себя внутри неким таким тцом, но уже не только турков, но региональным, внутри. Вот я у него в глазах это вижу. И ему стыдно за многих: почему так отстало, почему грязь где-то, почему нет развития. Лет десять назад он мог бы оседлать трон султана», - считает политический аналитик Таймур Двидар.
Мог бы, но не удержался. Как в 2003 году на открытии парка в Стамбуле. Тогда Эрдоган сам начинал премьером-министром. Дружил с Евросоюзом. В стране расцвели туризм и промышленность. Однако не все было гладко: в ЕС Турцию так и не приняли. Гремели теракты - и год назад попытка военного переворота.
К Эрдогану много претензий. После переворота в тюрьмы попали десятки тысяч человек. Его обвиняют в нарушении свободы слова. Теперь почти безграничные полномочия еще больше раздражают оппозицию.
«В турецком обществе распространено мнение о том, что пол-Турции он вообще пустил с молотка, продал очень много турецких компаний, отдал их транснациональным корпорациям», - говорит руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
Противники изменений нашлись и в Европе. ОБСЕ заявила, что избирателям толком не рассказали про реформы. Эрдоган в ответ обрушился с критикой.
«Они говорят, что если результат положительный, это означает, что есть много проблем. Вы кто вообще такие?! Знайте свое место!» - заявил турецкий лидер.
Хорошо, что пока эти слова не адресованы туристам. Миллионы россиян и турков ждут сезона. Пускай всех и напугала Росавиация, сообщив о возможной отмене чартеров. В Турции сейчас цены ниже некуда. Поэтому путевки отменять никто не стал.
«Мы отмечаем больше бронирование на морские курорты - это традиционно Анталья, Бодрум, Белек. Меньше туристов путешествуют в Стамбул. Не надо забывать, что как раз в прошлом году были трагические события. Но, увы, от террористической угрозы нет защиты ни в одной стране мира», - отметил советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.
Еще и режим чрезвычайного положения продлен на три месяца. Эрдогану все-таки удалось пошатнуть принципы, заложенные отцом-основателем. При Ататюрке такого не было.
Вот что любопытно: первым, кто поздравил Эрдогана с успешно проведенным референдумом, был президент США Дональд Трамп. Заодно он поблагодарил турецкого лидера за поддержку авиаударов по базе Шайрат в Сирии.
Еще одна деталь: на этой неделе Евразийский экономический союз объявил о введении пошлин на апельсины, финики, изюм, фисташки и брюссельскую капусту. Так уж вышло, что эти правила в первую очередь коснутся Турции. В ЕАЭС подчеркнули, что эти сборы нельзя считать новыми - их просто подняли до прежнего уровня. Чего нельзя сказать о фактически запретительных пошлинах на российское зерно, которые ввела в марте Анкара. Тем самым Турция фактически закрыла свой рынок для российских производителей. До этого же республика была основным покупателем российского зерна.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе