С парадными и черными лестницами в Петербурге связано немало легенд, передает корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.
Далеко не каждая парадная Северной столицы в 21 веке оправдывает свое название. Но если всмотреться, то следы былого великолепия можно разглядеть, а историю при желании узнать. В нынешнем музее-квартире Елизаровых квартировала старшая сестра Владимира Ильича Ленина, она жила весьма небедно.
Парадную со временем переделали. Но раньше на месте входа в квартиру был большой камин. Возле него хозяева и гости оставляли резиновую обувь, зонтики сушиться, а потом поднимались наверх по ковровым дорожкам.
На первом этаже господа не жили. Здесь находились комнаты прислуги, швейцара, дворника. Дом, построенный в 1913 году в стиле модерн, был уже с лифтом, отделанным бархатом, и другими техническими новинками.
«В вестибюле на первом этаже был телефон - один на весь дом, к которому звал швейцар. По нем звонил и Владимир Ильич, и Марк Тимофеевич Елизаров. Заказывали машины, коляски», - говорит заведующая музеем-квартирой Елизаровых Нелли Приваленко.
Оригинальные двери из красного дерева тоже не сохранились, зато плитка на полу та самая. Аренда квартир в начале 20 века в этом доме стоила около 2 тысяч рублей в год. Для сравнения корову можно было купить за 8 рублей. То есть жилье дорогое, роскошное и убранство парадных не проигрывало. Стены, например, были украшены трафаретной живописью. Ее, конечно, закрасили, а вот рамы остались.
Несмотря на такой шик, в парадных и на лестничных площадках господа не задерживались и не общались - это было непринято. А вот на черной лестнице всегда было оживленно - по ней носили дрова, продукты, мусор. Занималась этим чернь - отсюда и название. Сейчас черные ходы превратились в обычные подъезды для всех.
В реставрацию парадной вложили несколько миллионов рублей сами жильцы. Но не сразу, а за 15 лет.
«Например, шестая коммунальная квартира расселилась. Въехал новый жилец, и он спросил, что может сделать для дома. Мы сказали, что хотим купить максимально приближенную к тому времени люстру», - рассказала жилец дома Наталья Николаева.
Люстру уже купили за 200 тысяч, но повесят лишь, когда закончат ремонт. По фотографиям восстановили колонны, потолок, витражи.
Подробнее в сюжете: Музеи и выставки