11:28 14/05/2017

Картина «Девочка с персиками»: почему фрукты зеленые

Картина «Девочка с персиками» великого русского живописца Валентина Серова – признанный шедевр. Ради этой работы неугомонную Веру Мамонтову художник просил сидеть смирно, а ей все хотелось играть в парке. Быстро закончить картину не удалось - позировала 11-летняя девочка дважды в неделю на протяжении двух месяцев. Как создавался шедевр и почему персики не розовые, а зеленые - в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.

Картина «Девочка с персиками» была написана художником Валентином Серовым в 22-летнем возрасте, в 1887 году. Написав это произведение, Серов сразу стал известен и приобрел славу, поскольку подобных произведений в русской живописи еще не создавалось.

На портрете изображена Вера Мамонтова, дочь известного мецената Саввы Мамонтова. Картина была написана в Абрамцеве, в столовой комнате. Если мы сейчас приедем в Абрамцево, то увидим, что эта атмосфера и обстановка сохранились. Стоит этот же большой стол, за которым размещалась вся гостеприимная абрамцевская семья.

В Абрамцеве Савва Мамонтов организовал несколько мастерских. Там была и столярная, и гончарная мастерская. На картине на стене вы видите блюдо, по всей вероятности, это блюдо было изготовлено в гончарной мастерской Мамонтова. И сейчас, когда мы приедем в Абрамцево, мы увидим, что подобные изделия украшают этот дом.

В уголочке картины стоит деревянная скульптура, игрушка щелкунчик, который также сохранился в этом доме и его мы тоже можем там увидеть. Те же стулья, те же окна.

Вера Мамонтова была великолепная и удивительная личность. Врубель ее поэтизировал в Снегурочке, Васнецов также часто использовал ее образ в своих произведениях. Память о ней сохранилась в этих произведениях, но главным образом в портрете Валентина Серова. Он успел запечатлеть очень важное для человека состояние - переход от детского возраста к юношескому. Чтобы подчеркнуть свежесть ее детства и восприятия, Серов проводит параллель – помещает на столе три персика, в руках она держит еще один. Мы воспринимаем персики как экзотический нежный, яркий, сочный фрукт. Но когда мы сравниваем персики, лежащие на столе, и пылающие щеки Веры, мы понимаем, насколько она более жизненна и энергетически наполнена, нежели эти прекрасные фрукты.