10:53 05/06/2017

Старт во Вселенную: тайная история космодрома «Байконур»

2 июня 1955 года Генеральный штаб Министерства обороны и Совет Министров СССР утвердили проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона №5» близ разъезда Тюратам Среднеазиатской железной дороги. Эту дату принято считать днем основания самой крупной и востребованной в мире площадки для запуска космических аппаратов - космодрома «Байконур». Телеканал «МИР 24» вспомнил историю главной «звездной гавани» Советского Союза.

Вначале был Тюратам


В востоку от Аральского моря расположена казахская пустыня Тюратам. Здесь 300 солнечных дней в году, изредка проезжают составы «Москва - Ташкент» и бежит крупнейшая среднеазиатская река Сырдарья. Ближайший город - закрытое поселение Ленинск, и на несколько километров вокруг нет ни одного географического объекта с названием, хотя бы созвучным слову «Байконур».

Именно здесь в январе 1955 года остановится особый железнодорожный состав с группой советских инженеров под руководством генерал-полковника Георгия Шубникова и лейтенанта Игоря Денежкина, которым предстояло приготовить материалы, разместить технику и встретить главный отряд будущих строителей космодрома. К следующей весне на площадке трудились более 3600 военнослужащих, 765 инженеров, работали сотни единиц специальной техники, стянутой туда со всей страны.

Фото: РОСКОСМОС

Уже через два года ударной работы, в мае 1957-го, на стартовой площадке Тюратама установили новую межконтинентальную ракету Р-7, в октябре запустили первый искусственный спутник Земли на ракета-носителе «Спутник», затем отсюда в 1961 году совершил старт корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту и первые автоматические межпланетные станции к Марсу и Венере.

Пока же, в феврале 1955 года, район формирования будущего ракетного полигона условно именуют «Научно-исследовательской площадкой №5 Министерства обороны» (НИИП), Тюратамским, Казалинским или Южным полигоном, а в особо конфеденциальных документах - «Тайгой». Для местности без единого деревца и со средней температурой в мае до 40°С выше нуля название оказалось необычным, но главное - подходящим по соображениям секретности.

Где строить космодром?


В 1954 году Опытно-конструкторской бюро (ОКБ-1) под руководством Сергея Павловича Королева приступило к созданию двухступенчатой баллистической ракеты межконтинентальной дальности (МБР) Р-7 («семерка») с отделяющейся головной частью массой 3 т на дальность 8 тысяч км. До этого времени все испытания советских ракет проводились в Астраханской области на военном полигоне Капустин Яр, однако строительство «семерки», будущего прототипа ракет-носителей для пилотируемых космических полетов, потребовало создание совершенно нового полигона, более современного и гораздо более обширного по площади.

Государственная комиссия определила четыре перспективных района для будущей космической площадки: в Марийской АССР, на западном берегу Каспийского моря в Дагестане, в Астраханской области близ города Харабали и только в последнюю очередь - в Кызылординской области Казахстана. Самыми предпочтительными из них был глухой район лесозаготовок в Марийской республике, где имелись все необходимые стройматериалы и трасса старта проходила бы над тундрой и тайгой, а также каспийское побережье, куда было бы удобно доставлять грузы.

Малонаселенная местность в казахстанской степи, удаленная от крупных трасс и условной государственной границы, где перепады температур колеблются в районе 70 градусов - до минус 30°С зимой и плюс 40°С - летом, была далеко не лучшей из возможных площадок для строительства главного советского космодрома, но технический фактор оказался решающим.

Дело в том, что первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления, которая требовала три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150 – 250 километров, и третий, который бы отстоял от старта по трассе полета на 300 – 500 километров.

В марийском плане космодрома пункты радиоуправления пришлось бы размещать в непроходимых болотах, в астраханском - прямо на Каспийском море, а в дагестанском - в труднодоступной горной местности. Кроме того, космодром выгоднее было строить как можно южнее, чтобы максимально использовать энергию вращения Земли для выведения аппаратов (линейная скорость вращения планеты на широте Байконура - 316 м/с, а, например, на широте Плесецка близ Архангельска - 212 м/с.) Территориальное преимущество сыграло свою роль - местом для будущей «звездной гавани» Советского Союза определили Казахстан.

Не тот «Байконур»


Для дислокации полигона отвели значительный участок пустыни - более 6717 квадратных километров. Единственной обитаемой местностью близ строительной площадки в то время был небольшой поселок Заря с населением до пяти тысяч человек - его сразу же после начала работ в 1955 году переименовали в Ленинск и сделали закрытым городком для проживания инженеров и строителей космодрома.

Параллельно со строительством Тюратама в маленький горный поселок Байконур (с казахск. «богатая местность»), в нескольких сотнях километров от реальной стройплощадки, начали спешно завозить лесоматериалы и макеты стартовых устройств. Гигантские муляжи строились с одной целью - сбить с толку иностранную разведку и скрыть реальное место заложения будущей звездной гавани. Название «Байконур», которое в реальности не имеет никакого отношения к космодрому Тюратам, официально закрепилось за ним уже после полета Гагарина - в 1961 году.

Уже позднее стало известно о том, что усилия маскировки были напрасны: местоположение огромного стратегического объекта Тюратаме зафиксировали сразу после начала испытаний высотные самолеты-разведчики U-2. Но до 70-х годов мнимый космодром с фанерными муляжами все же охраняли, а советская печать в 1957 году указывала местом пуска спутников именно деревеньку Байконур. Свое официальное название «Космодром Байконур» 5-й НИИП получил после первого полета в космос Юрия Гагарина, но до сих пор в международных спутниковых справочниках космодром Байконур нередко обозначают аббревиатурой TTMTR - «Tyuratam Missile and Space Complex».

Фото: РОСКОСМОС

Исторические пуски


Началом космической эры во всем мире принято считать 4 октября 1957 года, когда с космодрома на орбиту впервые удалось вывести искусственный спутник Земли под кодовым обозначением Простейший Спутник-1 (с тех пор этот день отмечается как памятный день Космических войск России). Следом, 3 ноября того же года, в космос на советском корабле «Спутник-2» на низкую околоземную орбиту вывели героически погибшую дворняжку Лайку.

До Луны и обратно

Главной мировой сенсацией космодрома, конечно, был запуск корабля «Восток-1» (ракета-носитель 8К72К) с первым человеков на борту 12 апреля 1961 года, однако знаменитые собаки отечественной космонавтики - Белка и Стрелка - также вылетели покорять космос с Байконура.

После гагаринского старта с космодрома запускали первые искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры, а также все отечественные космические корабли: «Восток», «Буран», «Восход», «Союз», «Прогресс». В 70-е годы с бывшего Тюратама вылетели луноходы и исследовательские аппараты на Марс и Венеру, в 1971 году «Протон-К» впервые вывел на орбиту Земли пилотируемую орбитальную станцию. С 1975 года пуск «Союза-19» и состыковка с американским «Апполоном» открыла новую эпоху в освоении космоса - мирное сотрудничество космических держав.

За все годы существования Байконура с него были запущены более 1500 аппаратов и 100 межконтинентальных баллистических ракет, а также испытано более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. И несмотря на то, что у РФ есть несколько собственных космодромов в Амурской, Оренбургской, Астраханской и Архангельской областях, благодаря своему уникальному георграфическому положению и технической базе Байконур все еще остается для России главными воротами в космос.

Надя Сережкина