13:52 09/06/2017

«Я тут главный экспонат»: в Москве открылась выставка Сергея Шнурова

В Московском музее современного искусства открылась выставка рок-музыканта Сергея Шнурова. «Ретроспектива брендреализма» - это продолжение проекта, стартовавшего в петербургском музее искусства «Эрарта». Среди экспонатов - картины, инсталляции и арт-объекты.

Здесь Шнуров-художник выступает с критикой общества потребления и задает зрителю вопрос: «Возможна ли критическая свобода в условиях брендреализма, где любые значимые вещи становятся символами и, как следствие, брендами?». Сам автор дает однозначный отрицательный ответ, причем не только в арт-объектах, но и в музыкальных клипах. Ярким примером этой критики стало видео на песню «Экспонат».

«Главный экспонат здесь я. Конечно, это ирония. Но, с другой стороны, здесь есть и серьезность. Дело в том, что Сергей Шнуров это тоже бренд. Это бренд, который манипулирует брендами. И в этой неразрывной составляющей не-брендом я уже не могу быть. Я уже никогда не стану обычным человеком. Я есть бренд», - сразу расставил все точки над i шоумен.

Понятие «брендреализм» придумал сам лидер группы «Ленинград» 12 лет назад. «Почему ретроспектива? – Потому что манифест брендреализма был написан в 2005 году. И все то, чем я занимаюсь, будь то песни, клипы или статьи, - все это находится в рамках брендреализма. А ретроспектива – просто мне кажется, что 2005 год уже очень далеко», - объяснил Шнуров журналистам на открытии выставки.

«Я всегда имею в виду коммерческую составляющую, - признался Шнуров. - Я никогда не делаю то, что не может стать коммерческим, потому что это бесполезное занятие. Если надо отразить свою бессмертную душу – для этого, пожалуйста, есть Инстаграм».

«Понимаете, оценка работ - это вообще вещь очень сложная. Все зависит от настроения. Вот, положим, пьяным я могу вообще подарить (одну из своих работ). Трезвым я становлюсь более меркантильным. Если я уставший прилетел с гастролей, мне кто-то звонит и хочет что-то купить, я могу назвать какую-нибудь заоблачную цену, чтобы отвязались», - рассказывает музыкант.

По словам Шнурова, он уже продал несколько своих работ. «Первая выставка брендреализма в Москве была еще в 2006 году. И из тех картин у меня осталась всего одна», - поделился он.

На вопрос корреспондента «МИР 24» о том, смогут ли увидеть выставку Шнурова жители других городов, лидер группы «Ленинград» ответил, что думает над этим. «Со времен передвижников, по-моему, ничего подобного не было. А передвижники были очень давно. Конечно, хотелось бы. Если будут площадки, которые нам понравятся, то, конечно, мы поедем по России. Вообще гастроли вещь замечательная. Я существую в рамках гастролей. И жизнь вижу с гастролей. Это здорово», - говорит Шнуров.

Как признался сам музыкант, он выступил лишь идейным вдохновителем, а его замыслы воплощали художники. «Я, конечно, могу соврать и сказать вам, что это я все создавал, в том числе вязаную работу с изображением Земфиры. Долгими перелетами в бизнес-классе доставал рукоделие, брал спицы и под какие-то удивленные взгляды соседей в самолете начинал вязать», - пошутил Шнуров.

«После первой выставки в 2006 году, которая проходила в Петербурге и в Москве, я был наивен. Я дышал масляной краской, брал в руки кисти, но тогда я еще не читал (эссе французского философа Ролана) Барта «Смерть автора». И в тот момент, когда во мне умер художник, я положил кисти и занялся тем, что мне нравится», - рассказал шоумен.

Конечно, Сергей Шнуров не мог обойтись без провокаций. Так, например, депутата Виталия Милонова он изобразил на фоне радужных пятен, Стаса Михайлова в позолоченном шкафу под стеклом, а Анастасию Волочкову со сложенными пуантами и нимбом над головой. По словам лидера группы «Ленинград», один из его любимых экспонатов - розовое полотно с логотипом бренда Nike, рядом с которым представлена фигура человека со спины, рисующего баллончиком всем известное слово из трех букв. «Мы видим образ Левши, одетого в костюм Adidas, который подковывает иностранную блоху, олицетворенную здесь фирмой Nike», - объясняет Шнуров.

Среди экспонатов можно найти и вязаное изображение Земфиры. «Земфира жив». Это ковер, связанный уфимскими бабушками. Ручная работа. Земфира является поклонником Виктора Цоя. Надписи на стенах «Цой жив» преследуют меня всю жизнь. И здесь совмещение всего: Земфиры, Цоя, уфимских бабушек, ее принадлежности к городу Уфа, национальных мотивов», - рассказывает Шнуров.

На вопрос журналистов о том, как Шнуров видит себя в брендреализме, музыкант с иронией ответил: «Я себя плохо вижу. У меня астигматизм. Я думал декоснтруировать бренд «Сергей Шнуров». Мы над этим уже работаем. Шнуров - сложный товарищ. Мы его разберем и обязательно нанесем ему удар», - пошутил музыкант.

Шнуров сказал, что пока не задумывался о постоянном сотрудничестве с музеями, но при этом добавил: «Я начинающий молодой художник. Но вы не волнуйтесь, я обязательно умру и попаду в Эрмитаж».

Выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма» в Московском музее современного искусства продлится до 12 июля.

Татьяна Поддубская