17:47 27/06/2017

Дневник ММКФ: чем российские режиссеры удивили жюри фестиваля

Фото: Фото: Мария Андросова ©

В Москве продолжаются конкурсные показы 39-го Московского Международного кинофестиваля. В этом году в официальной программе фестиваля представлено 247 фильмов - 153 полнометражных и 94 короткометражных.

В конкурсную программу в этот раз вошли 13 фильмов: «Симфония для Аны» (Аргентина), «Преисподняя» (Дания), «Лучший из миров» (Германия и Австрия), «Хохлатый ибис» (Китай), «Желтая жара» (Турция), «Обычный человек» (Корея), «Селфи» (Испания), «Звездачи» (Финляндия), «Апрельский сон длиной в три года» (Япония), «Утопленник» (Индия и Бангладеш).

Россию в основной конкурсной программе представляют сразу три картины: «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, «Купи меня» Вадима Перельмана и «Карп отмороженный» Владимира Котта. И это обстоятельство, безусловно, заслуживает внимания, поскольку в разные годы в основной программе ММКФ и вовсе не было отечественных фильмов.

«Мешок без дна»


Главное событие конкурса - картина режиссера Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Создатель оригинального метафорического киноязыка Рустам Хамдамов снял последнюю полнометражную картину в 1991 году. Премьера фильма «Анна Карамазофф» состоялась на Каннском фестивале. Однако из-за конфликта режиссера и продюсера лента на экраны так и не вышла.

Рустам Хамдамов не только режиссер, но и художник. Его работы находятся в собрании многих музеев мира. А в 2003 году Хамдамов стал первым в истории российским художником, работы которого при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа.

Картина, представленная в основной программе фестиваля, резко отличается от других российских фильмов. Лента снята по мотивам японской новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Режиссер перенес действие японской притчи в императорскую Россию времен Александра II, где фрейлина княжеского дворца рассказывает князю сказку о мистическом убийстве Царевича, которая происходит в XIII веке.

Фото предоставлено пресс-службой ММКФ

Главные персонажи - Царевич, его супруга Царевна и разбойник. Причем каждый участник действия рассказывает свою собственную версию преступления. Параллельно с этим фрейлина рассуждает на философские темы, а между тем на экране происходит нечто странное: в небе летают магические шары, грибы в лесу делают зарядку, а дети играют в гробу.

Актриса театра и кино Светлана Немоляева, исполнившая главную роль сказочницы, отметила, что ей очень понравилось работать с режиссером. «Моя работа - это заслуга Рустама Хамдамова. Так, как он работал со мной, как он меня видел, что предлагал - такого у меня еще никогда не было. Этот путь, который я прошла с Рустамом, очень значимый для меня. Это что-то новое в моей жизни. Новый взгляд на многое, в том числе на Рустама», - делится Светлана Немоляева.

«Мешок без дна» - это название сказки номер 295, которую Шехерезада рассказывает царю Шахрияру в цикле «Тысяча и одна ночь». На пресс-конференции Хамдамов признался журналистам, что картина снималась больше пяти лет. «А началось все с того, что меня попросили снять фильм для детей. Но в итоге проект получился далеко не детский», - рассказывает Рустам Хамдамов.

«Карп отмороженный»


Этот фильм трижды получал отказ в государственном финансировании. Несмотря на это, создателям картины удалось собрать на площадке прекрасный актерский состав: Марину Неелову, Евгения Миронова, Алису Фрейндлих, Сергея Пускепалиса и Александра Баширова.

«Мне кажется, от этого фильм только выиграл, потому что нам приходилось не жировать, а придумывать, как это можно снять. Актеры все снимались не за свои ставки. Не буду называть суммы, но Евгений Миронов уже давно не позволяет себе таких студенческих вещей», - рассказывает режиссер.

Фото предоставлено пресс-службой ММКФ

Фильм «Карп отмороженный» снят по сценарию Андрея Таратухина, который он написал по собственной повести. Главная героиня - бывшая учительница, которую играет актриса Марина Неелова, неожиданно узнает о том, что смертельно больна, и начинает самостоятельно готовиться к похоронам, чтобы не доставить проблем своему сыну. Одновременно с новыми хлопотами героиня получает в подарок огромного карпа, который внезапно оживает, чтобы составить женщине приятную компанию в ее последние дни.

По словам создателей фильма, съемки картины проходили в маленьком городке в Ленинградской области Сясьстрой, где до сих пор стоят старые бараки. «Образ карпа мы использовали неслучайно, ведь эта рыба - символ сына, а кроме того, именно карп плывет против течения», - объясняет сценарист Андрей Таратухин.

«Мгла», «Твин Пикс» и «Шерлок»

Как говорит режиссер, Марина Неелова сразу согласилась на предложение сыгарть главную роль в фильме. «Удивительная история с этим сценарием. Марина Мстиславовна сразу согласилась, мы даже испугались - так это было неожиданно. Мы не очень понимали, осознает ли она, куда ввязывается, что ей надо выглядеть по-другому, совершать актерский подвиг, что она не должна соответствовать той легкой, воздушной Нееловой, а быть старухой», - рассказывает Владимир Котт.

«Что касается Алисы Бруновны, то первое, что она сделала, - предложила покурить. Она меня проверяла, прощупывала, адекватен ли я. Через полчаса мы с ней нашли общий язык, сигареты, нашли образ, и поняли, что надо идти не в сторону интеллигентной Алисы Бруновны из «Служебного романа», а в сторону бабки, даже придумали ей говор», - делится режиссер.

«Купи меня»


«Мне хочется любви, оргий, оргий и оргий, самых буйных, самых бесчинных, самых гнусных, а жизнь говорит: это не для тебя - пиши статьи и толкуй о литературе», - цитирует письмо Белинского Боткину студентка филфака Катя, а затем бросает учебу и под предлогом изучения парижских архивов Ходасевича отправляется в Эмираты, чтобы попробовать себя в модельном бизнесе. Вскоре к ней присоединяются ее новоиспеченные подруги, которые также ищут приключений.

«Купи меня» - одна из трех российских картин, представленных в основной конкурсной программе. Лента впервые была представлена киносообществу в 2016 году в рамках 69-го Каннского кинофестиваля. Стоит отметить, что изначально отборщики ММКФ были против включения картины в конкурс. Режиссер подчеркнул, что подобная история могла произойти в любой стране мира. «Везде есть эти девушки, эти надежды и сходные ситуации, везде есть эти финалы. Я не считаю, что это специфическая русская история», - отметил Вадим Перельман.

Вадим Перельман давно работает за рубежом. В начале 2000-х снимал мелодрамы в Голливуде. В 2003 году его фильм «Дом из песка и тумана» был отмечен тремя номинациям на премию «Оскар». А с 2010-го года начал активно работать на российском ТВ - на его счету сериалы «Пепел» и «Измены».

Фото предоставлено пресс-службой ММКФ

Очевидно, что фильм о трех молодых девушках тематически перекликается с картиной «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, хотя сценарист Дарья Грацевич уверяет, что при написании сценария ни на что не ориентировалась. «Это вообще универсальная история. Я не ориентировалась ни на что. Писала о том, что казалось мне интересным и актуальным. Мне хотелось рассказать не специфически русскую чернуху, а историю о молодости, ожиданиях, неправильном выборе и странном пути, к которому ведут такие, казалось бы, простые желания», - говорит Грацевич.

Ранее Вадим Перельман уже работал с Дарьей Грацевич над сериалом «Измены». Грацевич призналась, что она записывает диалоги, подслушивая за обычными людьми в реальной жизни. «Люди сами не понимают, как они хорошо говорят, шутят. Надо их подслушивать, записывать и воспроизводить. А актрисы с помощью Вадима Перельмана потрясающе воспроизвели интонацию, которую мы имели в виду», - отметила сценарист.

Важную роль в картине играет фигура русского поэта Владислава Ходасевича. На вопрос журналистов, почему именно Ходасевич, Дарья Грацевич пояснила: «Для меня как для филолога это решение кажется более правильным. Каждый из нас знает Пушкина, но многие ли знают Ходасевича?» - добавила Грацевич.

Татьяна Поддубская